Ученые выяснили, почему иммунные клетки помогают раку

20 Мая 2019

ЕРЕВАН, 20 мая. Новости-Армения. Хотя иммунитет обязан уничтожать злокачественные клетки, часто рак использует иммунную систему в свою пользу. Например, иммунные клетки помогают раку метастазировать, причём помощь эта может быть самой разной, начиная от белковых «лесов», которые помогают клетке покинуть исходную опухоль и отправиться в путешествие, и заканчивая своеобразным иммунным эскортом, который стимулирует деление опухолевых клеток. Об этом сообщает "Наука и жизнь".

Ещё один вариант невольной помощи раку от иммунитета – некоторые супрессорные клетки миелоидного происхождения (MDSC, myeloid-derived suppressor cells). Бывает, что развитие иммунных клеток в костном мозге поворачивает не в ту сторону, и на свет появляются эти самые MDSC. Те из них, которые происходят от нейтрофилов (обычно борющихся с бактериями и патогенными грибками), подавляют активность других иммунных клеток, чья задача – уничтожение раковых клеток.

Супрессорные клетки сильно осложняют лечение опухолей, но притом об их поведении мы мало что знаем. С другой стороны, известно, что при онкологических заболеваниях в некоторых иммунных клетках накапливаются полиненасыщенные жиры. Исследователи из Вистаровского института, Питтсбургского университета и Первого МГМУ им. И. М. Сеченова предположили, что нарушение липидного обмена может быть причиной того, что нейтрофилы начинают вести себя неподобающим образом, превращаясь в разновидность супрессорных клеток MDSC.

Если сравнить здоровых мышей и мышей с разными видами рака, то в нейтрофилах у больных животных жиров действительно окажется больше. В статье в Nature говорится, что у нейтрофилов больных мышей активнее работал ген Slc27a2, кодирующий белок, который переносит липиды через клеточную мембрану. (Этот же ген активнее работал и в нейтрофилах людей с онкологическими заболеваниями.) Белок-переносчик липидов вводит в клетку некоторые жирные кислоты, которые влияют на функции иммунных клеток.

Когда у мышей ген Slc27a2 отключали, болезнь у них развивалась медленнее. При этом особенно хорошие результаты получились, когда одновременно с отключением Slc27a2 подавляли активность молекул, называемых иммунными чекпойнтами, иммунными проверочными точками. Они регулируют активность иммунной системы, не давая ей воевать слишком активно, но в случае злокачественной опухоли такое успокаивающее действие оказывается совсем некстати.

В некоторых методах иммунотерапии иммунные чекпойнты подавляют, чтобы иммунитет начал уничтожать раковые клетки в полную силу (именно метод подавления чекпойнтов получил в прошлом году Нобелевскую премию по медицине). Очевидно, эффективность такой терапии можно повысить, если призвать к порядку сбившиеся с пути нейтрофилы – для этого необязательно выключать сам ген, достаточно найти средство, которое подавляло бы активность белка-переносчика липидов в тех иммунных клетках, которые находятся рядом с опухолью. -0-