Ученые выяснили, что любят бактерии
11 Сентября 2017
ЕРЕВАН, 11 сентября. Новости-Армения. Разнообразие кишечной микрофлоры повышается от овощей, фруктов, йогуртов, кофе, чая и вина.

Как сообщает "Наука и жизнь", наше здоровье во многом зависит от того, кто живет у нас внутри – мы говорим сейчас, разумеется, о пресловутой желудочно-кишечной микрофлоре. Она влияет на иммунитет, на обмен веществ, даже, по некоторым сведениям, на высшую нервную деятельность. Считается, что хорошие бактерии помогают нам избежать ожирения и диабета, плохие же, наоборот, портят метаболизм да ещё и вызывают иммунные расстройства.

Естественно, медики и биологи всячески стараются понять, что влияет на состав кишечной микрофлоры. В первую очередь, это, конечно, еда – но, кроме того, на наших бактерий могут влиять и болезни, которыми мы болеем или переболели в прошлом, и образ жизни, и различные непищевые вещества, которые попадают в наш организм, от антибиотиков до наркотиков.

На днях исследователи из Лёвенского католического университета опубликовали результаты масштабного исследования, в котором попытались свести воедино факторы, влияющие на баланс между разными видами микробов, обитающими в желудочно-кишечном тракте.

Жеран Раэс (Jeroen Raes) и его коллеги проанализировали микрофлору почти у 4 тысяч жителей США, Великобритании, Бельгии и Нидерландов, добавив к ним для сравнения данные, полученные от тех, кто живёт в Папуа – Новой Гвинее, Перу и Танзании.

В сумме удалось определить по меньшей мере 664 рода бактерий, из которых 14 были универсальными почти для всех людей: они были в 95% образцов, и на долю видов, входящих в эти 14 родов, приходится 72% всего бактериального разнообразия микрофлоры. "Персональный" видовой состав микроорганизмов у каждого из нас отличается, однако такие отличия проявляются преимущественно внутри всё тех же 14 основных родов.

Считается, что чем разнообразнее микрофлора, тем лучше для хозяина. В статье в Science авторы описывают 126 факторов, которые влияют на бактериальное разнообразие. Большая часть из них – диетические: например, если человек ест много фруктов, овощей и йогуртов, то для его бактерий – а значит, и для него самого – это хорошо.

О том, что фрукты-овощи помогают правильно настроить микрофлору, можно услышать довольно часто, так что в данном случае новые результаты согласуются с более ранними работами. Однако, кроме того, оказалось, что на бактерий хорошо влияют чай, кофе и вино, от которых разнообразие микробов опять же увеличивается.

Углеводная еда, а также чипсы, попкорн и прочие "печеньки" вкупе со сладкими напитками предсказуемо оказались вредными для микрофлоры, но в тот же ряд несколько неожиданно попало и цельное молоко. Впрочем, исследователи оговариваются, что они лишь констатируют связь между бактериальным составом и пищевым рационом – чтобы понять, как именно кофе или вино стимулируют рост микробов, понадобятся детальные эксперименты.

Что до лекарственно-медицинских факторов, то здесь можно с уверенностью сказать, что на разнообразие бактерий влияют, конечно же, антибиотики, а также осмотические слабительные, бензодиазепины, антидепрессанты, антигистаминные и гормональные препараты и некоторые другие.

Но в некоторых случаях результаты оказались совсем не те, которые можно было ожидать. Например, многие полагают, что на состав микрофлоры сильное влияние оказывает то, как человек появился на свет, обычным способом или с помощью кесарева сечения.

Однако новое исследование никакой разницы между тем и другим не обнаружило: если "способ рождения" и влияет как-то на бактерий, то с возрастом, очевидно, всё перекрывается другими факторами. То же самое, кстати, выяснилось и насчёт грудного вскармливания – хотя считается, что у тех, кого кормили грудью, микрофлора делается разнообразней, никаких подтверждений тому сейчас найти не удалось.

Конкретные клинические рекомендации из полученных результатов давать пока рано, да и сами исследователи преследовали другие цели – они не столько хотели в очередной раз убедиться, что микрофлора зависит от диеты, сколько понять, насколько разные внешние и внутренние факторы определяют её состояние.

Если говорить не об отдельных видах микроорганизмов, не о том, как та или иная бактерия реагирует на йогурт или антидепрессант, а попытаться оценить переменчивость всего разнообразия в целом, то новые результаты – это, безусловно, шаг вперёд, однако сами авторы работы подчёркивают, что им удалось объяснить лишь 7% вариаций бактериального разнообразия.

Чтобы в целом описать желудочно-кишечную экосистему, нужно проанализировать её видовой состав у нескольких десятков тысяч людей. То есть работа предстоит колоссальная, однако иначе мы просто не сможем найти "индивидуальный подход" к такой важной для нас микрофлоре. -0-