Ученые доказали возможность прогнозирования землетрясений по состоянию атмосферы
09 Ноября 2015
ЕРЕВАН, 9 ноя - Новости-Армения. Российские ученые доказали возможность прогнозирования землетрясений по изменениям атмосферы, сообщил ТАСС доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Мурманского государственного технического университета Александр Намгаладзе.

"Проведенные исследования позволяют по спутниковым данным о состоянии атмосферы выявлять самые ранние этапы сейсмических процессов, приводящих впоследствии к сильным,

от шести баллов и выше, землетрясениям, и прогнозировать их", - сказал он.

Ионосферные предвестники землетрясений

Связь между атмосферными и сейсмическими процессами изучается учеными России и мира не первый год. Накопленные данные спутниковых и наземных наблюдений за состоянием

ионосферы (область верхней атмосферы) показали, что в период подготовки крупных сейсмических событий над их эпицентрами на высотах 200-500 км регистрируются аномальные изменения состава атмосферы - значительное повышение или понижение концентрации заряженных частиц, не зависящее ни от каких других причин. Этим явлениям было дано название "ионосферные предвестники землетрясений" (аномалии появляются за несколько дней до сейсмособытий).

Мурманские ученые обнаружили такие аномалии при анализе спутниковых данных, полученных накануне разрушительного землетрясения в районе Гаити, унесшего жизни 316 тысяч человек. Аномалии также были обнаружены в данных, полученных спутниками за шесть и за три дня до землетрясения в Японии в 2011 году, приведшей к катастрофе на Фукусиме.

Механизм, не имеющий аналогов

Для окончательного подтверждения возможности прогнозировать землетрясения не хватало только объяснения механизма формирования этих аномалий, чтобы однозначно связать

процессы в воздухе и земле. Этот механизм был выявлен в ходе продлившихся несколько лет исследований с помощью компьютерной физико-математической модели верхней атмосферы Земли, разработанной группой ученых под руководством Намгаладзе. Эта модель в целом создавалась несколько десятков лет, она не имеет аналогов в России и за рубежом и способна подробно анализировать и моделировать самые различные процессы в атмосфере Земли.

Специалисты доказали, что атмосферные аномалии возникают из-за электрического тока, текущего между поверхностью Земли и ионосферой. Причиной этого тока являются пыль,

мельчайшие осколки пород, аэрозоли и нагретые пары воды, которые на самых первых этапах сейсмических процессов выбрасываются из земли в воздух. Исследование заполярных

ученых позволяет по характеристикам этих аномалий с высокой долей точности говорить о начинающихся сейсмических процессах.

Прогнозирование тайфунов и снежных бурь

Дальнейшие исследования будут направлены на разработку практической методики прогноза землетрясений. Поскольку спутниковые данные можно получать и анализировать в режиме реального времени, это даст возможность предупреждать о предстоящих землетрясениях как минимум за несколько дней до них. "Подобные аномалии могут возникать за некоторое время до вулканических извержений, пылевых бурь, тайфунов, а также, что более актуально для Арктики и приарктических регионов, снежных бурь и штормов, которые также могут быть предсказаны", - пояснил Намгаладзе.

Сколько времени может уйти на разработку методики, ученый сказать затруднился. Это зависит, в том числе, и от финансирования, которое удастся получить на исследования.—0--