Археологические находки в Армении оспаривают тезис о возникновении всех инноваций каменного века в Африке - ученые
26 Сентября 2014

ЕРЕВАН, 26 сен – Новости-Армения. Археологические находки неподалеку от села Нор-Гехи в Котайкской области Армении ставят под сомнение тезис о том, что все технологические инновации каменного века исходили из Африки, сообщает сайт «Русская планета» со ссылкой на  журнал Science.

В издании отмечается, что десятки ученых, в том числе Самвел Наапетян и Борис Гаспарян, проводили раскопки в ущелье реки Раздан, неподалеку от села Нор-Гехи, расположенной в нескольких километрах к северу от армянской столицы, где обнаружили каменные орудия труда, полученные методом леваллуазской обработки камня. Исследование слоев вулканической лавы выявило, что эти орудия были изготовлены 325-335 тысяч лет назад.

Леваллуазцы изготавливали свои инструменты в два этапа — сначала они оббивали большой камень таким образом, чтобы на его поверхности возникала своеобразная покатая горка, а затем откалывали от нее отщепы, получая лезвия с почти идеально ровной режущей поверхностью. Одновременно, на том же участке были обнаружены более примитивные орудия из заточенного с двух сторон камня, принадлежащие к так называемой Ашельской культуре.

Этот факт поставил перед учеными вопрос — не могли ли древние жители этих мест самостоятельно открыть леваллуазскую методику изготовления орудий труда, не «импортируя» ее из Африки или какого-то другого центра культурных и технологических инноваций.

«Наши открытия бросают вызов популярной сегодня среди многих археологов теории о том, что леваллуазская технология была изобретена в Африке, и затем распространилась по Евразии по мере колонизации планеты современными людьми. Теперь у нас есть первое однозначное свидетельство того, что этот важный инновационный прорыв в человеческой истории произошел одновременно в нескольких популяциях, независимых друг от друга», — пишет в журнале Science британский археолог Саймон Блокли из университета Лондона.-0-