-4
Черные дыры выбрасывают гораздо больше энергии, чем считалось ранее - ученые
27 Февраля 2014

ЕРЕВАН, 27 фев - Новости-Армения. Мощность излучения газа, окружающего черную дыру, подчиняется известному пределу, а кинетическая энергия плазмы, которую она выбрасывает, может превышать его - поэтому в целом в окружающую среду попадает больше энергии, чем принято считать, говорится в статье журнала Science.

Когда черная дыра затягивает газ из окружающего пространства, он образует вокруг нее аккреционный диск, который нагревается и испускает излучение. Кроме того, при поглощении газа черной дырой некоторая его часть выбрасывается в виде джетов - пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью. Мощность излучения диска аккреции не может превышать так называемого предела Эддингтона, иначе оно будет отталкивать газ, который притягивает черная дыра. До сих пор оставалось неизвестным, может ли превышать этот предел кинетическая энергия вещества в джетах.

Роберто Сориа (Roberto Soria) из Университета Кертина в городе Перт (Австралия) и его коллеги собрали данные наблюдений за черной дырой в галактике Южная Вертушка (M38) в 15 миллионах световых лет от нас, которые были сделаны австралийскими обсерваториями ATCA и LBA, а также телескопами "Хаббл" и "Чандра", передает РИА Новости.

По количеству газа, которое притягивает черная дыра, ученые вычислили, что ее масса составляет около 100 солнечных масс. По яркости инфракрасного и радиоизлучения окружающего ее газа они рассчитали кинетическую энергию вещества, которое она выбрасывает, и сопоставили с ее массой.

Оказалось, что кинетическая энергия превышает предел Эддингтона, вероятно, в несколько раз. Таким образом, ученые выяснили, что черные дыры могут отдавать своим галактикам больше энергии, чем можно было бы ожидать, основываясь только на мощности излучения их аккреционного диска.