8.5
Недостаток азота мешал развитию многоклеточной жизни в океане - ученые
27 Февраля 2014

ЕРЕВАН, 27 фев - Новости-Армения. Расшифровка геномов нескольких цианобактерий помогла ученым понять, что развитие многоклеточной жизни в первичном океане Земли началось лишь 540 миллионов лет назад из-за того, что в его водах содержалось крайне мало азота в "съедобной" для живых организмов форме, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Current Biology.

"Мы знали, что "кислородный" фотосинтез впервые развился в пресноводных водоемах Земли больше чем 2,3 миллиарда лет назад. Эти организмы смогли проникнуть и колонизовать мировой океан лишь около 800 миллионов лет назад, когда доля "съедобного" азота и углеводов в его водах достигла такого количества, которого было достаточно для резкого скачка в эволюции жизни на Земле", - заявила Патриция Санчез-Баракальдо из Бристольского университета (Великобритания).

Санчез-Баракальдо и ее коллеги пришли к выводу, что недостаток азота был главным сдерживающим фактором в развитии многоклеточной жизни на Земле, расшифровав и изучив геномы 63 штаммов цианобактерий. Как отмечают ученые, сине-зеленые и пурпурные бактерии были первыми фотосинтезирующими организмами на Земле, и их геном может содержать в себе "намеки" на то, какие условия царили в первичном океане Земли.

Авторы статьи попытались раскрыть их, вычислив "возраст" 135 ключевых белков и фрагментов РНК в организме цианобактрий, опираясь на различия в "наборах" мутаций в геномах микробов. Оказалось, что большая часть этих белков претерпела серьезные изменения примерно 800-635 миллионов лет назад, когда у микробов появились гены, отвечающие за фиксацию азота.

Как полагают ученые, именно это событие послужило отправной точкой для эволюции многоклеточной жизни. Судя по химическому составу горных пород того времени, воды мирового океана содержали крайне мало соединений азота, необходимых для сборки молекул аминокислот и белков. Новые гены помогли цианобактериям решить эту проблему и накопить "запасы" азота, которыми воспользовались предки современных многоклеточных, заключают ученые. -0-