8.1
Европейские генетики создали табак, умеющий "ловить" бабочек моли
25 Февраля 2014

ЕРЕВАН, 25 фев - Новости-Армения. Европейские генетики вывели особый сорт табака, способный синтезировать в своих листьях большое количество молекул феромонов, которые бабочки моли используют для привлечения внимания особей противоположного пола, что поможет создать дешевые и экологически чистые инсектициды. Об этом, как пишет РИА Новости, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Человечество начало широко применять химические инсектициды со второй трети прошлого столетия. После первых результатов эффективность таких препаратов начинала резко падать, так как вредители приспосабливались к ним. В последние годы ученые пытаются найти новые способы борьбы с насекомыми, используя бактерий или генетически модифицированных вредителей.

Кристер Лофштедт из университета Лунда (Швеция) и его коллеги открыли дорогу к совершенно иному методу борьбы с вредителями и паразитами, научившись вставлять в геном клеток в листьях табака особый "пакет" генов, заставляющий их синтезировать брачные феромоны вредителей.

Это стало возможным благодаря особым бактериям Agrobacterium tumefaciens, которые вызывают рак у растений и питаются продуктами жизнедеятельности опухолевых клеток. Авторы статьи заменили ее "боевую часть" на гены, которые моль использует для синтеза органических кислот-"заготовок" и сборки молекул феромонов.

Запуск этого процесса потребовал длительной "настройки" генов, так как геном табака и многих других растений не содержит "инструкций" по производству животных углеводов и жиров. В конечном итоге Лофштедту и его коллегам удалось вывести такой сорт табака, каждый лист которого производил до 600 микрограмм феромонов на грамм массы листа.

Получив достаточное количество этих молекул, авторы статьи проверили их действие на нескольких самцах горностаевой моли, являющейся вредителем многих плодовых культур. По их словам, примерно половина насекомых попала в ловушки с запахом самки, что позволяет использовать этот табак для уничтожения свыше 500 видов таких бабочек. -0-