8.4
-4
Биологи подтвердили наличие магнитного GPS в носу лососей
06 Февраля 2014

ЕРЕВАН, 6 фев - Новости-Армения. Лососи и многие другие виды красной рыбы действительно обладают особым набором нервных клеток внутри их носа, которые работают как магнитный GPS, позволяющий этим рыбам безошибочно находить ту реку, в которой они родились, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованной в журнале Current Biology.

"Что особенно интересно в этих экспериментах - наша рыба никогда не покидала пределов искусственных нерестилищ. Это говорит о том, что этот навык не был приобретен ими в результате жизненного опыта, а является "встроенным" в их геном. Вполне возможно, что лососи оснащены полным набором навигационных "приборов", которые помогают им ориентироваться по Солнцу, запахам и другим вещам", - заявил Нейтан Путман из университета Орегона в Корваллисе (США).

Путман и его коллеги уже долго наблюдают за лососевыми рыбами, пытаясь понять, как они запоминают и находят дорогу к той же самой реке, в которой они когда-то вылупились. В начале 2013 года им удалось выяснить, что канадские лососи-нерки используют магнитную навигацию для поиска нерестилища, сопоставив маршруты их миграций и расположение магнитных аномалий.

Ободренная такими результатами, группа Путмана попыталась найти "магнитную GPS" в лаборатории. Для этого они закупили тысячу мальков тихоокеанского лосося-чавычи (Oncorhynchus tshawytscha) и поместили их в особый аквариум, стены которого были покрыты сеткой из проводов, позволявших создавать слабое магнитное поле.

Эта сетка позволяла ученым имитировать магнитное поле Земли, вырабатываемое в разных ее уголках - у берегов Аляски, Дальнего Востока или же в южной Калифорнии. Меняя "регион", авторы статьи следили за тем, куда двигались мальки и менялся ли их вектор движения при сдвигах в магнитном поле.

Оказалось, что чавыча очень чутко реагировала на изменения в силе и направлении магнитного поля и меняла направление движения. Это позволяет с уверенностью говорить о том, что лососи умеют использовать магнитное поле Земли для навигации, заключают авторы статьи. -0-