Около 80% научных данных безвозвратно теряются каждые 20 лет - ученые
19 Декабря 2013

ЕРЕВАН, 19 дек - Новости-Армения. Каждые 20 лет человечество теряет около 80% от общего объема научных данных, которые авторы публикаций используют во время своих изысканий, что говорит о необходимости защиты и воспроизведения вспомогательных материалов к статьям в научных журналах, пишет РИА Новости со ссылкой на статью биоматематиков, опубликованную в журнале Current Biology.

"Я думаю, никто не пытается искать данные к статьям 50-летней давности и ожидает их найти. Нас крайне удивило то, что даже через 20 лет почти все результаты экспериментов исчезают бесследно. Спонсируемая государством и обществом наука производит огромный объем данных каждый год. Большая часть этих данных уникальна, и поэтому их нельзя заменить чем-то другим, а другие эксперименты крайне дороги. Поэтому, потеря таких данных по сути эквивалента растрате денег и это ограничивает наши возможности заниматься наукой", - заявил Тимоти Вайнс из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада).

Вайнс и его коллеги пытались найти исходные данные и результаты экспериментов к пяти сотням случайно выбранных статей, авторы которых решали схожие научные задачи - они измеряли длину тела животных или стеблей растений. Все эти статьи были опубликованы биологами в ведущих научных журналах в последние 20 лет. На долю каждого года приходилось примерно равное число публикаций.

Исследователи приобрели эти статьи и обратились к издательствам и авторам публикаций, пытаясь получить доступ к сопроводительным материалам. По словам ученых, они не испытали никаких проблем с доступом к относительно "свежим" данным к статьям, опубликованным за последние два года.

При дальнейшем "путешествии" в прошлое ситуация резко ухудшилась, и к статьям 1991-1993 годов ученым удалось добыть лишь 3-4% данных. В среднем, за последние 20 лет потерялось почти 80% от общего объема данных, подготовленных при публикации статей. Поэтому Вайнс и его коллеги призывают крупные научные издательства создавать и поддерживать открытые архивы научных данных. -0-