-4
Боль заставляет рецепторы носа острее чувствовать запахи - ученые
13 Декабря 2013

Ощущения боли, при переживании которой ощущался определенный запах, заставляют обонятельные нейроны впоследствии воспринимать этот запах в несколько раз острее, выяснили американские ученые, статья которых опубликована в журнале Science.

“Подобное усиление обонятельных нейронов может, возможно, лежать в основе сенсорных проявлений психических заболеваний вроде искажения внимания или даже галлюцинаций”, - говорится в статье.

О том, что неприятные события способны создавать прочную ассоциативную связь с запахами или звуками, известно уже давно. Считалось, что это вызвано изменениями в отделах мозга, обрабатывающих информацию, полученную от органов чувств.
Однако группа ученых под руководством Марли Касс (Marley Kass) из Университета Нью-Джерси выяснила, что в случае обоняния эти изменения происходят буквально в самом носу, а именно в обонятельном эпителии, содержащем обонятельные нейроны.

В ходе эксперимента группу мышей поселили в камеру с полом, по которому ученые проводили электрический ток. Одновременно с каждым ударом тока в камеру выпускался безвредный газ, распространявший определенный запах. После этого камера проветривалась, и процедура повторялась. Всего за 3 дня эксперимента мыши пережили 15 таких “ассоциативных тренировок” длительностью в 15 секунд.

Потом ученые ввели в организм мышей флуоресцентный белок, который прикрепился к обонятельным нейронам и начинал светиться при их активации. Удалив часть черепа мышей, ученые смогли напрямую наблюдать за свечением белка, и установили прямо перед носом оперированных мышей источники с тем самым “болезненным” запахом, передает РИА Новости.

Сравнив активность обонятельных нейронов при ощущении этого запаха у участвовавших и не участвовавших в эксперименте мышей, ученые обнаружили, что сигнал от обонятельных нейронов у “натренированных” мышей оказывался заметно сильнее, чем у обычных.--0--