-2
Ученые нашли "двойной смысл" генетического кода
13 Декабря 2013

Американские ученые выяснили, что в открытом в 1960-х годах и с тех пор считавшимся хорошо изученным генетическом коде "запрятан", словно матрешка, еще и способ регуляции работы генов, нарушения которого могут быть связаны с разными болезнями, результаты этой работы опубликованы в журнале Science.

Генетический код - это способ "перевода" наследственной информации в молекуле ДНК в последовательность аминокислот - "строительных кирпичиков" белковых молекул у всех живых организмов. Единицей генетического кода является кодон, состоящий из трех нуклеотидов - "букв" ДНК, передает РИА Новости.

В состав кода входят 64 кодона, соответствующих 20 природным аминокислотам (некоторым аминокислотам отвечают два и более кодона, поэтому код считается избыточным). Кроме того, три так называемых стоп-кодона не кодируют аминокислот, а служат сигналом остановки синтеза белка.

Ранее высказывались версии, почему код является избыточным. Теперь специалисты из нескольких научных центров США, в частности Университета Вашингтона (Сиэттл), выяснили, что такая структура генетического года важна не только для синтеза белков, но и для регуляции работы генов.

Исследование выполнялось в рамках проекта ENCODE ("Энциклопедии элементов ДНК"), цель которого - полный анализ функций элементов генома человека. Авторы работы изучали, как регулируется работа генов в человеческих клетках 81 разного типа. Оказалось, что примерно 15% кодонов (исследователи назвали их "дуонами") нужны для правильной посадки на молекулу ДНК транскрипционных факторов - молекул, участвующих в транскрипции ("считывании" генетической информации с ДНК).
По мнению ученых, нарушения в структуре найденного ими нового "кода" могут быть связаны с разными заболеваниями.--0--