"Комету десятилетия" постигла судьба Икара
29 Ноября 2013

ЕРЕВАН, 29 ноя - Новости-Армения. Комета ISON, которой в начале ее "карьеры" предрекали славу самой яркой кометы десятилетия, судя по всему, не выдержала сближения с Солнцем, полностью испарилась и никогда больше не появится на небе - на снимках с космических телескопов после этого появилось только слабое облачко, "тень" кометы.

В пятницу, в 22.45 мск комета должна была пролететь на минимальном расстоянии от Солнца - в 1,16 миллиона километров, но еще до этого момента ядро кометы разрушилось, превратившись в облако пыли. В поле зрения солнечной обсерватории НАСА SDO, которая должна была увидеть сам момент прохождения кометы рядом с Солнцем, она уже не появилась.

"Наши аппараты не могут увидеть комету ‎ISON‬ после того, как она сблизилась с Солнцем сегодня. Как Икар, она, возможно, пролетела слишком близко к Солнцу", - говорится в сообщении НАСА, опубликованном в Facebook.
На снимках с солнечной обсерватории SOHO после прохождения кометы появилось облако пыли, летящее по ее орбите. Однако его яркость несопоставимо меньше, чем была у кометы до сближения.

"Это печально, что она разрушилась. Но с точки зрения науки, это замечательно: при ее распаде высвободились вещества, из которых она состояла, и мы можем узнать больше о той материи, из которой образовалась Солнечная система", - отметил астроном и популярный блогер Фил Плэйт (Philip Plait) в ходе телеконференции НАСА.

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Комета C/2012 S1 (ISON) была открыта в сентябре 2012 года российским астрономом Артемом Новичонком и его коллегой из Белоруссии Виталием Невским в ходе наблюдений на обсерватории в районе Кисловодска, входящей в международную сеть обсерваторий ISON (International Space Observation Network, русский вариант названия НСОИ АФН - Научная сеть оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений). Именно в честь этой сети и получила свое название комета.

Авторы открытия и другие астрономы отметили, что комета обладает уникальными характеристиками - у нее достаточно большое ядро (около полутора-двух километров), но при этом ее орбита такова, что она должна пройти очень близко к Солнцу, а затем относительно недалеко от Земли.

Тесное сближение с Солнцем позволило отнести ее к классу "солнцецарапающих комет", но представители этого класса имеют размеры ядра в десятки и сотни метров и, как правило, испаряются без остатка. Комета ISON обещала нечто большее, поэтому ученые предрекали, что она станет одной из ярчайших комет десятилетия, звучали даже предположения, что она будет ярче Луны.

РАСТУЩАЯ ТРЕВОГА

Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что слишком большой оптимизм не оправдывается: яркость кометы росла не так быстро, как ожидалось. Астрономы, следившие за кривой яркости замечали, что иногда рост блеска останавливался - это заставляло их предполагать, что комета начинает разрушаться и может рассыпаться в пыль, как это произошло с кометой Еленина.
За состоянием кометы ISON следило множество "глаз": сеансы наблюдений этой кометы проводили телескоп "Хаббл", зонд "Дип Импакт", марсианский аппарат MRO, многие другие космические и наземные аппараты.

Тем не менее яркость кометы росла, и в ноябре, незадолго до того, как наблюдать ее с Земли стало невозможно (комета на небе стала слишком близко к Солнцу), она добралась до пятой звездной величины - и при некотором везении ее можно было разглядеть невооруженным глазом.

ПЕРВОЕ И ПОСЛЕДНЕЕ СВИДАНИЕ

Астрономы опасались, что при прохождении перигелия комета может разрушиться - она в первый раз была в центральных районах Солнечной системы, и могла не выдержать тысячеградусного жара при сближении Солнцем. Однако некоторые ученые рассчитывали увидеть шоу, которое продемонстрировала комета Лавджоя - эта комета, пройдя рядом с Солнцем лишилась хвоста, но затем "отрастила" новый и несколько дней сияла на небе, прежде чем разрушиться.

В последние сутки перед перигелием яркость кометы ISON скачкообразно выросла, достигнув яркости Сириуса, а потом яркости Венеры. Некоторые ученые считали, что именно в этот момент произошло разрушение ядра кометы.
Ученые наблюдали за движением кометы сначала с помощью солнечных телескопов "Стерео", который снял ее в паре с кометой Энке, уже в четверг утром ISON оказалась в поле зрения солнечной обсерватории SOHO. В этот момент ее яркость снова резко выросла, а затем начала падать.

"Ядро кометы окончательно развалилось около полудня по Москве, и мы продолжаем наблюдать падение ее блеска. Скорее всего, из-за Солнца вылетит уже шлейф обломков и пыли. Яркого зрелища на утреннем небе в декабре не стоит ждать, но слабоконтрастный хвост может появиться", - сказал РИА Новости научный руководитель обсерватории "Ка-Дар" Станислав Короткий.
Через некоторое время на снимках с SOHO можно стало заметно, что в голове кометы вместо яркого ядра осталось только размазанное облако без резких границ.

Само прохождение кометы рядом с Солнцем должна была наблюдать космическое обсерватория SDO, но в поле зрения ее телескопов так ничего и не появилось. Лишь через несколько часов на снимках SOHO появилось бледное облачко пыли - "дух" кометы. -0-