Мужскую Y-хромосому могут заменить всего два гена - ученые
22 Ноября 2013

Американские ученые в эксперименте на мышах заменили целую Y-хромосому у бесплодных самцов всего двумя генами, что не помешало грызунам произвести здоровое потомство, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Science.

Y-хромосома, половая хромосома большинства млекопитающих, есть только у самцов и содержит наиболее значимый ген Sry, "включающий" развитие организма по мужскому типу, а также гены, необходимые для нормального формирования сперматозоидов. Существующие технологии позволяют использовать для оплодотворения нежизнеспособные и даже незрелые сперматозоиды, но Ясухиро Ямаучи (Yasuhiro Yamauchi) из Гавайского университета и его коллеги показали, что и целая Y-хромосома в производстве потомства не обязательна.

Ученые генетически модифицировали мышей так, что у них было только два Y-гена: один - Sry, второй - Eif2s3y, возможно, единственный ген, управляющий у мышей сперматогенезом (развитием мужских половых клеток). Эти грызуны считались бесплодными, так как их зародышевые клетки, которые должны развиваться в сперматозоиды, были незрелыми. Авторы статьи собрали их и оплодотворили ими незрелые яйцеклетки, а затем "поместили" их в организм суррогатных самок. В итоге мыши произвели жизнеспособное потомство, хотя его способность к размножению была ниже, чем у обычных мышей.

Затем ученые попытались улучшить этот результат: ген Sry они заменили тремя другими Y-генами - и вероятность родившихся грызунов произвести потомство без вмешательства ученых, все еще остававшаяся ниже, чем у обычных мышей, по сравнению с первым экспериментом увеличилась примерно в два раза.

"Мы считаем, что о человеческих Y-хромосомах не стоит забывать и их генетическая информация важна для воспроизведения потомства. Но когда речь идет о вспомогательной репродукции, наша работа доказывает, что "вклад" Y-хромосомы можно свести к минимуму - использованию только генов Sry и Eif2s3y", - пишут ученые. Они надеются, что в будущем их метод поможет и бесплодным мужчинам. -0-