8.5
Американские ученые создали антибиотик, к которому бактерии не смогут привыкнуть
14 Ноября 2013

Американские ученые разработали принципиально новый антибиотик, к которому болезнетворные бактерии не смогут приспособиться, говорится в статье в журнале Nature.

Возникновение у бактерий устойчивости к антибиотикам заставляет фармацевтов создавать все новые и новые виды лекарственных средств. Однако микроорганизмы мутируют очень быстро, поэтому среди них довольно быстро возникают штаммы, неуязвимые для опасных препаратов. Если человечество перестанет изобретать новые антибактериальные препараты, существующие антибиотики скоро станут просто бесполезны.

Группа ученых во главе с Кимом Льюисом (Kim Lewis) из Северо-восточного университета в Бостоне, возможно, смогла победить в этой "гонке вооружений". Они создали новый препарат, к которому бактериям практически невозможно приспособиться, кроме того, он действует и на бактериальные клетки, вошедшие в "спящий режим" (персисторы), не уязвимые для обычных антибиотиков, передает РИА Новости.

В каждой бактерии, в том числе в клетках-персисторах, есть протеаза (фермент) ClpP, способная распознавать и расщеплять неправильно свернутые белки. Протеазу активирует вещество ADEP-4 - именно его ученые и применили в качестве действующего вещества. Сначала ADEP4 добавили в колонию золотистых стафилококков, неуязвимых для ряда антибиотиков. Протеаза запустила процесс неконтролируемого расщепления белков, что привело к гибели не только обычных клеток, но и персисторов.

Но ADEP4 не уничтожил колонию полностью. В следующем эксперименте соединение усилили, добавив к нему стандартный антибиотик рифампицин. Полученный препарат ввели мыши с тяжелой формой инфекции (вызванной большой дозой тех же стафилококков). Уже через сутки инфекция была вылечена.

Ученые отмечают, что антибиотик на основе ADEP4 может не постигнуть судьба предшественников: чтобы научиться сопротивляться ему, бактериям придется отказаться от протеазы ClpP, однако нормальная жизнь клетки без нее невозможна.--0--