-3
Ученые нашли обонятельный рецептор, распознающий трупный запах
12 Ноября 2013

Американские биологи нашли в организме рыб-зебр особый обонятельный рецептор TAAR13c, который отвечает исключительно за распознавание молекул кадаверина, одного из двух ключевых компонентов трупного запаха, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Еще со времен глубокой древности люди начали выделять среди запахов особенный сладковатый "аромат смерти", витающий вокруг трупов живых существ. В начале 20 века ученые выяснили, что двумя основными компонентами "трупного запаха" были два азотосодержащих вещества - кадаверин и путресцин, молекулы которых возникают внутри трупа во время его разложения.
Стивен Либерле (Stephen Liberles) из Гарвардского университета (США) и его коллеги обнаружили, что организм рыб содержит в себе специальные обонятельные рецепторы, распознающие эти молекулы, наблюдая за поведением рыб-зебр при встрече с трупным запахом, похожими на них молекулами и совершенно другими запахами, передает РИА Новости.

Как и ожидали биологи, рыбы-зебры практически мгновенно пытались уплыть из той части аквариума, где присутствовал трупный запах, и старались избегать этой части аквариума в дальнейшем. Сравнив активность нервных клеток в обонятельных центрах рыб, ученым удалось выделить особый рецептор TAAR13c, который "включался" лишь только в том случае, если в воде были молекулы кадаверина и похожих на них азотосодержащих молекул.
При этом, как отмечают ученые, для активации TAAR13c было необходимо достаточно небольшое число молекул, и даже при разбавлении трупного экстракта в тысячу раз рыба все равно чувствовала его. Высокая избирательность и чувствительность этого рецептора говорит о том, что способность распознавать этот запах играет крайне важную роль в жизни рыб-зебр, и была необходима для выживания как и их предков, так и далеких родичей человека.--0--