-4
Ученые выяснили, как гигантские "трупные цветки" приобрели свою форму
29 Октября 2013

Ученые "прочитали" геномы раффлезий и саприй, двух растений с самыми большими цветками в мире, что позволило им определить, как эти гигантские паразитические растения приобрели уникальную форму цветка, и опубликовали свои выводы в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Так называемые "трупные цветы", к числу которых относятся раффлезии и саприи, широко распространены в лесах Юго-Восточной Азии. Это крайне необычные растения, не способные к фотосинтезу и извлекающие все ресурсы из стеблей других представителей флоры. Эти растения представляют собой гигантский цветок, чей диаметр может достигать метра, а масса - нескольких килограммов, который опыляется не пчелами, а мясными мухами, передает РИА Новости.

Несмотря на всю свою заметность, история эволюции и генетические корни раффлезии, саприи и их ближайших родичей так и не были изучены до сих пор. Эту оплошность исправили Чарльз Дэвис из Гарвардского университета (США) и его коллеги, расшифровавшие геномы этих цветков и сравнившие их между собой и с другими видами.

Изучая архитектуру генома этих цветков, группа Дэвиса пыталась понять, как раффлезии и саприи приобрели столь необычную форму и структуру цветка, которая не встречается у других покрытосеменных растений. Сравнив активность генов в разных частях цветка раффлезий и саприй, авторам статьи удалось выделить фрагменты ДНК, отвечающие за их формирование, и "прочитать" историю их эволюции.

Оказалось, что раффлезии и саприи развивались совершенно по-разному и приобрели характерную форму цветка независимо друг от друга, несмотря на почти одинаковый вид.

К примеру, так называемая диафрагма, "крышка" цветка, развилась у раффлезий из особых отростков на лепестках цветка, а у саприй - из кольцеобразных структур у основания тычинок. Данный факт позволяет говорить о том, что цветы, несмотря на близкое родство, стали паразитами и приобрели характерную форму цветка отдельно друг от друга.--0--