8.4
Мутации в "мусорной" ДНК могут способствовать развитию рака - ученые
04 Октября 2013

ЕРЕВАН, 4 окт - Новости-Армения. Мутации в участках ДНК, ранее считавшихся геномным "балластом" и которые могут быть связаны с возникновением рака, обнаружила международная группа ученых, результаты этой работы опубликованы в журнале Science.

Долгое время считалось, что около 90% генома человека не занято генами и потому не являются жизненно важными. Эта часть ДНК зачастую называлась учеными "мусорной", пишет РИА Новости.

Осенью прошлого года международный консорциум генетиков опубликовал первые результаты завершившегося проекта ENCODE ("Энциклопедии элементов ДНК"), цель которого - произвести полный анализ функций элементов генома человека. Ученые обнаружили, что многие якобы ненужные участки ДНК оказались жизненно важными. Некоторые из таких участков задействованы в удвоении ДНК при делении клеток, другие выполняют функции регуляторов работы генов. Были высказаны предположения, что нарушения в этих частях ДНК могут быть связаны с возникновением разных болезней, прежде всего рака.

Теперь эти предположения подтвердил коллектив ученых из нескольких международных научных центров. В своей работе ученые помимо результатов проекта ENCODE использовали данные проекта "1000 геномов", в рамках которого составляется "каталог" генетических вариаций, вызывающих, в частности, разные болезни. Исследователи с помощью методов компьютерного анализа изучили 90 геномов разных злокачественных опухолей человека, включая рак молочной железы, рак простаты и рак мозга. Ученые обнаружили около 100 нарушений в районах ДНК, не содержащих генетические последовательности, но которые, тем не менее, связаны с работой многих генов.

"Наша техника позволяет сосредотачиваться на изучении наиболее важных участках некодирующих областей генома," - отметил руководитель работы Марк Герштейн (Mark Gerstein) из Йельского Университета (США) По его словам, методика, примененная в данной работе, может помочь искать причины не только рака, но и других заболеваний, обусловленных нарушениями в геноме. -0-