Ученые имитировали искажение света гравитацией с помощью метаматериала
30 Сентября 2013

Китайские ученые смогли имитировать эффект искажения света вблизи массивных объектов в космосе - гравитационное линзирование - при помощи метаматериала, что позволит им лучше изучить это явление, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в Nature Photonics.

Лучи света, проходящие вблизи массивных объектов в космосе, например планет, звезд или галактик, изгибаются под действием силы притяжения. Поэтому изображение источника света, находящегося за таким объектом, для наблюдателя может выглядеть искаженным. Этот эффект называют гравитационным линзированием.

Схожим образом изображение может искажаться, если меняется индекс преломления среды, через которую проходит свет. Это легко увидеть, наполовину опустив в воду обычную ручку - она покажется сломанной на границе двух сред: воды и воздуха. Если же показатель преломления среды будет изменяться плавно, это заставит лучи света изгибаться.

Хуэй Лю (Hui Liu) из Нанкинского университета (Китай) и его коллеги смогли имитировать эффект гравитационного линзирования на фотонной микросхеме. Они пропускали свет через слой пластика, индекс преломления которого менялся из-за того, что менялась его плотность. Изменения плотности материала ученые добились, добавив в пластик полистироловые микросферы. В результате в их устройстве свет искажался подобно тому, как это происходит вблизи массивной звезды.

Авторы работы полагают, что их изобретение может быть использовано для изучения гравитационных эффектов, а также способно увеличить эффективность солнечных батарей благодаря возможности управлять световым потоком. -0-