8.4
-2
Французские планетологи раскрыли тайну полярной озоновой шапки Марса
30 Сентября 2013

Загадочная озоновая шапка на южном полюсе Марса возникает благодаря переносу атомов кислорода из умеренных широт и их соединению под покровом полярной ночи в молекулы озона, пишет РИА Новости со ссылкой на статью в журнале Nature Geoscience.

Красная планета, как и Земля, обладает своим собственным озоновым слоем. Он в три тысячи раз тоньше "ультрафиолетового щита" нашей планеты, существует лишь над некоторыми участками Марса и периодически исчезает по неизвестным причинам.

Франк Монмессин и Франк Лефевр из Центра атмосферы, экологии и космических наблюдений в Гвианкуре (Франция) предложили одно из возможных объяснений того, как появляется и исчезает озон над южным полюсом Марса, изучив данные, собранные французско-русским прибором SPICAM на борту зонда "Марс-Экспресс".

Изучая снимки, полученные зондом во время полярной ночи, ученые обнаружили ранее неизвестную "прослойку" озона, расположенную на необычно большой высоте в 40-60 километров от поверхности Марса. Существование этого слоя озадачило планетологов, и они проанализировали данные, собранные "Марс-Экспрессом" за последние четыре года, пытаясь раскрыть механизм его формирования.

Для этого ученые построили специальную климатическую модель GCM, описывающую процессы в атмосфере всей Красной планеты, и использовали данные с SPICAM для определения источника озона. По их расчетам, озон в этом слою возникает в результате взаимодействия свободных атомов кислорода, попадающих на полюс вместе в ветром из умеренных широт, с молекулами СО2.

Как утверждают планетологи, данный процесс возможен лишь при отсутствии лучей, так как солнечный ультрафиолет будет разрушать молекулы, формирующиеся в промежуточных стадиях реакции. Пока не ясно, почему такой слой не существует на северном полюсе Марса. Авторы статьи полагают, что причиной этого служат сезонные различия в силе так называемых меридианальных ветров или концентрации водяных паров, мешающих появлению свободных атомов кислорода в атмосфере. -0-