Химическое загрязнение может заставить певчих птиц "фальшивить" - ученые
19 Сентября 2013

ЕРЕВАН, 19 сен - Новости-Армения. Полихлорбифенил (ПХБ), опасное химическое вещество, запрещенное более 30 лет назад, до сих пор отравляет птиц и заставляет их фальшивить при пении, пишет РИА Новости со ссылкой на статью американских ученых из Корнелльского университета, опубликованную в журнале PLoS One.

Авторы статьи во главе с Сарой Делеон (Sara DeLeon) решили выяснить, как на певчих птиц, живущих в долине реки Гудзон (штат Нью-Йорк), повлияло отравление полихлорбифенилом - химическим загрязнителем, около 100 тысяч тонн которого присутствует в биосфере по всему миру. Он был запрещен еще в 1979 году, однако из-за своей устойчивости к разложению и токсичности до сих пор наносит вред животным и птицам: живые организмы, поглощая этот яд, "накапливают" его в себе и передают по пищевой цепочке.

Долина реки Гудзон загрязнена с тех пор, как завод компании General Electric в 1947-1977 годах слил в реку более 590 тонн полихлорбифенила, из-за чего водные насекомые - главная пища обитающих там пернатых - "накопили" в себе яд.

Ученые изучили существующие типы полихлорбифенила, а также взяли образцы крови у двух видов гудзонских птиц - черношапочной гаички семейства синицевых и американского певчего воробья. Исследователи сравнили записи их пения с заранее сделанными записями птиц, не подвергшихся воздействию этого вещества. Оказалось, что специфические типы ПБХ (всего около 209, различающихся по положению и количеству атомов хлора) влияют на пение пернатых - их единственный способ коммуникации: певчие воробьи брали не те ноты в своих длинных трелях, а черношапочная гаичка фальшивила в "песне", состоящей всего из двух нот.

Ученые предполагают, что такие изменения в пении птиц объясняются влиянием ПБХ на нервную или эндокринную систему. Они уверены, что это исследование - первый шаг в изучении и других негативных эффектов воздействия полихлорбифенила, вредящего не только животным и птицам, но и человеку. -0-