8.5
Падение кометы вызвало сильнейшее потепление 55 млн лет назад - ученые
16 Сентября 2013

Так называемый позднепалеоценовый термический максимум, считающийся аналогом современного изменения климата, мог возникнуть в результате падения кометы на Землю и выделения свыше трех триллионов тонн углерода в атмосферу, заявляют климатологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Позднепалеоценовый термический максимум (ПТМ), возникший примерно 55 миллионов лет назад, был самым сильным и резким потеплением со времен вымирания динозавров. Он продолжался 10 тысяч лет и в это время среднегодовые температуры поднялись на 5 градусов Цельсия. Большинство ученых считают, что он возник из-за выделения в атмосферу огромных масс метана, "всплывших" со дна океанов Земли.
Джеймс Райт и Морган Шаллер из Брауновского университета (США) предложили альтернативное объяснение этому феномену - падение ледяной кометы, вычислив долю СО2 в атмосфере Земли во время максимума. Для этого ученые изучили морские осадочные породы, извлеченные на территории штата Нью-Джерси.

Авторы статьи использовали два набора пород из разных точек штата, что снизило погрешности в расчетах. По их данным, при наступлении максимума доля "тяжелого" углерода-13 в атмосфере резко снизилась на 2%, что соответствует мгновенному выбросу свыше трех триллионов тонн углерода. Это превышает объем растительной биомассы в шесть раз, и в четыре раза - массу СО2 в атмосфере Земли сегодня, передает РИА Новости.

Это значение в принципе укладывается в теории "метановых" выбросов, однако внимание климатологов привлекла другая вещь - "намагниченные" наночастицы в осадочных породах, обычно возникающие при падении небесных тел на Землю. Поэтому ученые предполагают, что причиной максимума было падение крупной ледяной кометы на Землю. С одной стороны, это хорошо объясняет резкое повышение доли СО2 в атмосфере и другие особенности максимума, а с другой - не позволяет использовать его в качестве "двойника" современных климатических процессов.--