8.5
Ученые обнаружили 2 набора генов, управляющие поведением рыб в косяках
12 Сентября 2013

Американские ученые обнаружили в геноме колюшек два особых набора генов, управляющих поведением рыб, заставляющие их объединяться в косяки и двигаться как единое целое, дальнейшее изучение которых поможет найти "корни" социального поведения человека, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Current Biology.

Анна Гринвуд из Исследовательского центра Хатчинсона в Сиэтле (США) и ее коллеги пришли к такому выводу, сопоставив различия в геномах и поведении у нескольких популяций колюшек (Gasterosteus aculeatus), чьи предки были выловлены в различных частях Тихого океана и в озерах Британской Колумбии. В этом им помог оригинальный аквариум, собранный из колеса велосипеда, акриловой бочки, мотора от старой лабораторной мешалки и силиконовых трубок.

К спицам этого колеса биологи прикрепили муляжи, похожие по своей форме и окраске на настоящих колюшек. Когда такое колесо вращалось, "косяк" начинал плавать кругами по аквариуму, что вводило в заблуждение настоящих рыб, обитавших в нем. Это позволило ученым сопоставить стратегии поведения колюшек с различиями в их геномах.

К примеру, японские колюшки быстро присоединялись к косяку и точно копировали движения своих "соседей", а их сородичи из канадских озер хуже повторяли маневры и были более осторожными, предпочитая прятаться в одиночестве.

По словам биологов, различия в их поведении объясняются разными наборами мутаций в двух обнаруженных ими наборах генов - LG17 и LG20, отвечающих за социальное поведение рыб. Это подтверждается и тем, что потомки "пугливых" и "смелых" колюшек вели себя совершенно не так, как их родители, благодаря "перемешиванию" генов в этих участках.

"Часть регионов мозга и некоторые сигнальные молекулы, управляющие нашим социальным поведением, скорее всего, играют схожую роль и для рыб. И если мы сможем понять процессы, управляющие эволюцией "социальных" генов, то мы сможем распространить результаты, полученные при изучении рыб, и на нас самих", - заключает Гринвуд. -0-