-3
"Белок секса" насекомых поможет ученым создать идеальный пестицид
26 Августа 2013

Американские биологи обнаружили в организме насекомых особый белок натализин, управляющий их сексуальной активностью во время сезона размножения, и его блокировка позволит создать препараты, гарантированно уничтожающие вредителей сельскохозяйственных культур, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Человечество начало широко применять химические инсектициды, начиная со второй трети прошлого столетия. После первых великолепных результатов, эффективность таких препаратов, в том числе ДДТ и хлорофосфорных пестицидов, начинала резко падать, так как выжившие вредители приспосабливались к ним. В последние годы ученые пытаются найти новые способы борьбы с насекомыми, используя для этих целей бактерий или генетически модифицированных особей самих вредителей, передает РИА Новости.

Группа биологов под руководством Йена-Чуна Кима (Young-Joon Kim) из Института науки и технологий города Кванджу (Корея) создала основу для крайне перспективного и надежного пестицида, открыв особый белок и связанные с ним гены и молекулы РНК, управляющие желанием спариваться у насекомых.

Данный белок, натализин, необходим для нормального продолжения рода для насекомых и других членистоногих, так как он управляет работой нервных клеток в их нервных узлах, содержащих в себе "программу размножения". Его структура, по своей сути, одинакова для всех вредителей, и поэтому блокировка натализина одинаково эффективно лишает желания размножаться самые разные виды насекомых.

По словам Кима и его коллег, им успешно удалось "отучить" размножаться сразу три вида насекомых - тутовых шелкопрядов, мушек дрозофил и мучных хрущаков. Для этого ученые синтезировали особые короткие молекулы РНК, которые отключали гены, отвечающие за сборку молекул натализина в мозге насекомых. Как полагают исследователи, успешность их опытов показывает, что подобные вещества можно будет применять в качестве инсектицидов после их проверки в самое ближайшее время.--0--