484
"Хаббл" снял фильм о 13 годах из жизни черной дыры
23 Августа 2013

ЕРЕВАН, 23 авг - Новости-Армения. Астрономы составили из снимков, сделанных телескопом "Хаббл" за 13 лет наблюдений, видеоролик, который показывает, как черная дыра в центре галактики М87 выбрасывает струю раскаленного газа длиной 5 тысяч световых лет, их результаты опубликованы в Astrophysical Journal Letters, пишет РИА Новости.

Сверхмассивные черные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от черных дыр, возникающих при коллапсе звезд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Они периодически поглощают звезды, другие небесные тела и газ, и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов - пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

"Мы проанализировали данные, собранные "Хабблом" за несколько лет наблюдений за спиральной струей плазмы, которую выбрасывает относительно близкая к нам черная дыра, что позволило увидеть множество деталей. Единственная причина, по которой нам удалось увидеть газ в движении - он движется очень быстро", - пояснила один из авторов статьи Эйлин Мейер (Eileen Meyer) из университета Джона Хопкинса в Балтиморе (США).

Мейер и ее коллеги проанализировали 400 снимков черной дыры в центре галактики М87, сделанных "Хабблом" с 1995 по 2008 год. Они впервые увидели, что газ движется по спирали, образуя конус, расширяющийся от черной дыры. Такой характер движения служит доказательством того, что плазма двигается вдоль закрученных линий магнитного поля, которые вытягиваются из вращающегося аккреционного диска, окружающего черную дыру.

О движении газа по спирали свидетельствует сгусток газа в форме зигзага во внешней части струи и расположение еще нескольких других газовых сгустков. Почему газ сбивается в "комки", ученые пока не могут объяснить.

Галактика М87 находится в созвездии Девы в центре скопления около двух тысяч галактик, расположенного в 50 миллионов световых лет от нас. Черная дыра в центре М87 по массе в несколько миллиардов раз больше нашего Солнца. -0-