Ученые впервые измерили магнитное поле черной дыры в центре Галактики
15 Августа 2013

ЕРЕВАН, 15 авг - Новости-Армения. Излучение пульсара, обнаруженного вблизи центра Млечного пути, помогло ученым измерить силу магнитного поля, окружающего супермассивную черную дыру в центре Галактики, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature.

Сверхмассивная черная дыра Sgr A*, расположенная в центре нашей галактики, известна своим мирным нравом. С момента ее обнаружения в 1974 году ученые не зафиксировали ни одной мощной вспышки, которые обычно возникают при поглощении плотных комков материи. Отсутствие "пищи" у черной дыры не позволяло ученым изучить ее магнитное поле, которое управляет движением газа в дисках аккреции и работой "джетов", узких пучков раскаленной плазмы, "выплевываемых" черными дырами в других галактиках.

Ранее астрономы обнаружили в центре нашей галактики радиопульсар PSR J1745-2900. Они воспользовались исходящим от него излучением для измерения силы магнитного поля у черной дыры. Как отмечают авторы статьи, импульсы пульсаров отличаются высокой поляризованностью, и при прохождении через сильное магнитное поле их поляризация меняется.

Наблюдая за вспышками пульсара, астрономы обнаружили, что поляризация его излучения сильно менялась, когда пульсар пролетал через газ, окружающий черную дыру. По расчетам ученых, силы этого магнитного поля должно хватить на дополнительный "разгон" газа во время его путешествия к черной дыре. В результате этого ускорения газ будет нагреваться и начнет излучать в рентгене и других диапазонах электромагнитного излучения, что объясняет относительно высокую яркость Sgr A*.

Ученые предсказывают, что в центре Млечного пути должны обитать тысячи пульсаров. Несмотря на это, PSR J1745-2900 - первый пульсар, обнаруженный в этом районе. "Астрономы десятилетиями искали пульсар вблизи черной дыры в нашей галактике. Так что это открытие - огромный прорыв, хотя остается загадкой, почему их поиск занял столько времени", - пояснил один из авторов статьи Хейно Фалке (Heino Falcke) из Университета Неймегена (Нидерланды). -0-