Телескоп ALMA впервые увидел "линию снега" в протопланетном диске
19 Июля 2013

Крупнейший радиотелескоп мира ALMA впервые обнаружил в протопланетном диске у далекой звезды так называемую "линию снега" - границу между "теплой" частью газопылевого облака, где рождаются землеподобные планеты, и его холодной половиной, внутри которой появляются газовые гиганты, пишет РИА Новости со ссылкой на статью астронов, опубликованную в журнале Science.

Чуньхуа Ци (Chunhua Qi) из Смитсонианского астрофизического центра в Кэмбридже (США) и его коллеги наблюдали за солнцеподобной звездой TW Гидры, удаленной от нас на 180 световых лет. Это светило привлекает внимание астрономов тем, что оно является ближайшей к нам звездой с протопланетным диском. В январе этого года астрономы измерили его массу, а в июне - застали светило за "поеданием" газа из диска и обнаружили планету внутри него на рекордном расстоянии от звезды.

Используя высокую мощность и чувствительность ALMA, авторы статьи попытались найти внутри этого облака так называемую "линию снега". Под этим понятием астрономы понимают условную границу между относительно "теплой" частью протопланетного диска, где молекулы угарного газа (СО) не замерзают, и "холодной" половиной, в которой они превращаются в лед.

Планетологи смогли "нащупать" эту линию, ориентируясь на излучение ионов так называемого диазенила - соединения молекулы азота и атома водорода. Как объясняют ученые, диазенил разрушается в присутствии газообразных молекул угарного газа, из-за чего он отсутствует в "теплой" половине диска. Астрономы воспользовались этой особенностью и получили сверхчеткие радиограммы "половинок" диска, выяснив, что "линия снега" расположена в 30 астрономических единицах (средних расстояний между Землей и Солнцем) от TW Гидры.

"ALMA впервые позволила нам взглянуть на "линию снега" в протопланетном диске, вращающемся вокруг молодой звезды, изучение которой будет крайне интересным занятием, так как это поможет нам понять, как развивалась наша Солнечная система в первые 10 миллионов лет своей жизни", - заключает Ци. -0-