8.1
Данные с Curiosity указали на утечку атмосферы Марса в космос - ученые
19 Июля 2013

ЕРЕВАН, 19 июл - Новости-Армения. Данные с марсохода Curiosity помогли ученым уточнить химический и изотопный состав марсианской атмосферы, а также обнаружить намеки на то, что большая часть воздуха Марса улетучилась в космос примерно 4 миллиарда лет назад, пишет РИА Новости.

"Мы зафиксировали необычно высокие доли "тяжелых" изотопов в атмосфере Марса. Так как легкие изотопы легче покидают атмосферу планеты, чем тяжелые, это можно считать признаком того, что воздух Красной планеты действительно "испарялся" в космос. Судя по всему, произошло два таких эпизода - резкое исчезновение большей части запасов 4 миллиарда лет назад и постепенная "утечка" в последующие годы", - пояснил Кристофер Уэбстер из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США).

Две группы астрономов под руководством Уэбстера и Пола Махаффи из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда уточнили старые сведения о составе марсианской атмосферы и открыли ранее неизвестные ее особенности, проанализировав данные, собранные инструментом SAM на борту Curiosity. Их выводы опубликованы в двух статьях в журнале Science.

Уэбстер и его коллеги измерили доли "тяжелых" изотопов углерода, кислорода и водорода в атмосфере Марса и сравнили их с аналогичными значениями для Земли и марсианских метеоритов. По их словам, доля таких атомов в воздухе Марса оказалась значительно большей, чем на Земле, что подтверждает гипотезы о том, что его атмосфера и вода "испарились" в космос. Судя по меньшей доле изотопов в метеоритах, сформировавшихся 4-3,7 миллиарда лет назад, львиная доля запасов влаги и воздуха исчезла примерно в это время.

Научный коллектив Пола Махаффи определил химический состав атмосферы Марса и обнаружил несколько ошибок в предыдущих оценках. Так, доля аргона в марсианском воздухе оказалась в 1,7 раза выше, чем показывали замеры на "Викингах", а соотношение его изотопов оказалось совершенно иным. Ученые полагают, что собранные ими данные помогут понять, как эволюционировал Марс в прошлом и могла ли на нем существовать жизнь. -0-