-4
Красный карлик устроил "фейерверк" для армянских астрономов
17 Июня 2013

ЕРЕВАН, 17 июн - Новости-Армения. Звезда-красный карлик в созвездии Большой медведицы, расположенная относительно недалеко от Солнца, в мае 2012 года устроила "фейерверк" - ее яркость за 160 секунд увеличилась в 15 раз, а затем звезда быстро вернулась к норме, пишут астрофизики из Бюраканской обсерватории (Армения) в статье, опубликованной в журнале Astrophysics.

Ученые зафиксировали сильную вспышку одной из звезд, входящих в двойную систему Gliese 412, расположенную в 15,6 световых лет от Земли. За 160 секунд температура видимой поверхности звезды "подскочила" в шесть-семь раз - с 2,5 тысяч градусов по Цельсию до 15-17,5 тысяч градусов (температура поверхности Солнца составляет 5,5 тысяч градусов). Такие вспышки происходят на звезде несколько раз в год, но обычно они слабее, пишет РИА Новости.

"Фотометрические и спектроскопические наблюдения вспыхивающих звезд важны, потому что снабжают нас информацией о состояниях и физических процессах, которая необходима для изучения формирования и эволюции звезд. (В случаях же двойных звезд) наблюдения за вспышками особенно важны, поскольку так мы можем выяснить, есть ли связь между частотой вспышек и расположением двойных звезд на орбите - вопрос, который до сих пор остается открытым", - пояснил Вахтанг Тамазян, профессор университета Сантьяго-де-Компостела (Испания).

Большинство вспыхивающих звезд - красные карлики, долгоживущие и очень распространенные звезды в галактике. Они светят тускло, поэтому астрономы могут наблюдать только те из них, что расположены не дальше десятков световых лет от нас. Во время вспышек яркость этих звезд может увеличиваться более чем в 100 раз за минуты. После вспышки звезда возвращается в обычное состояние за десятки минут. Причины вспышек неясны, но известно, что они возникают в результате "коротких замыканий" - пересоединений силовых линий магнитного поля, в результате которых высвобождается огромное количество энергии. Некоторые данные указывают на то, что вспышки красных карликов аналогичны вспышкам на Солнце, но доказательств этому нет. -0-