"Хаббл" попробует засечь планеты у ближайшей к Земле звезды
04 Июня 2013

ЕРЕВАН, 4 июн - Новости-Армения. Астрономы в ближайшие три года рассчитывают "поймать" с помощью телескопа "Хаббл" планеты у ближайшей к Земле звезды - Проксимы Центавра, используя редкое астрономическое событие - прохождение Проксимы на фоне двух слабых звезд, пишет РИА Новости со ссылкой на НАСА.

Звезда Проксима ("ближайшая") Центавра находится на расстоянии около 4,22 светового года от Земли и входит в тройную звездную систему альфа Центавра. У одной из звезд этой системы, альфа Центавра B в октябре 2012 года была обнаружена планета земной массы. Однако у Проксимы - тусклого красного карлика массой 0,12 массы Солнца - планет пока не обнаружено. Данные наблюдений позволили исключить присутствие рядом со звездой планет-гигантов.

Группа Кайлаша Саху (Kailash Sahu) из Института космического телескопа (США) предлагает искать планеты Проксимы методом гравитационного микролинзирования. Гравитация звезды искривляет лучи света, проходящие рядом с ней. Из-за этого звезды, расположенные за ее "спиной" кажутся земному наблюдателю слегка сдвинутыми со своего "штатного" места.

Проксима Центавра, как выяснили Саху и его коллеги, в октябре 2014 года пройдет совсем рядом со звездой 20 величины, а в феврале 2016 года - "на фоне" звезды со звездной величиной 19,5. Из-за гравитационного отклонения их света в поле тяготения Проксимы эти звезды сдвинутся с места на 0,5 миллиарксекунды (миллиарксекунда - угловой размер монеты, видимой с расстояния 8 тысяч километров) и 1,5 миллиарксекунды соответственно. Если у Проксимы есть планеты, астрономы увидят дополнительную небольшую подвижку и смогут определить массу "компаньона".

Космический телескоп "Хаббл" сможет измерить сдвиг с точностью 0,2 миллиарксекунды, похожими возможностями обладает европейский телескоп VLT, а также будущий космический астрометрический аппарат "Гайя". -0-