Люди изобретали новые орудия труда из-за изменения климата - ученые
21 Мая 2013

ЕРЕВАН, 21 мая - Новости-Армения. Наши непосредственные предки-кроманьонцы изобретали новые орудия труда и приобретали зачатки культуры благодаря изменению климата, на что указала климатическая "летопись" - отложения морских пород у берегов ЮАР, пишет РИА Новости со ссылкой на статью ученых в в журнале Nature Communications.

"Ключевые каменные индустрии (манеры изготовления орудий труда) появились примерно в то же время, когда климат Южной Африки становился более влажным. Аналогичным образом, эти культуры исчезали в тот момент, когда климат этой части суши становился относительно сухим", - заявил Айан Холл (Ian Hall) из университета Кардиффа (Великобритания).

Холл и его коллеги пришли к такому выводу, проанализировав химический состав и структуру осадочных пород, извлеченных со дна океана неподалеку от пещеры Ховисонс-Порт в юго-восточной части Южно-Африканской республики. В этой пещере, а также в соседних с ней захоронениях Стилбей, археологи обнаружили множество орудий труда и следов культуры кроманьонцев, обитавших в Южной Африке 80-30 тысяч лет назад.

Ученые заметили, что "инновации" среди древних людей появлялись не постепенно, а своеобразными "волнами", через несколько десятков тысяч лет после рождения предыдущей культуры. Это заставило их предположить, что причиной этих "революций" могло стать резкое изменение климата. Исследователи проверили эту гипотезу, восстановив климатическую историю юга Африки по отложениям на дне Индийского океана.

Оказалось, что время появления индустрий Стилбей и Ховисонс-Порт совпадало с наступлением периодов относительно влажного климата. Закат этих культур и заметное упрощение в манере изготовления орудий труда происходили вместе с резкими снижениями уровня осадков. Как полагают ученые, улучшение климата способствовало росту популяций кроманьонцев, что может объяснять всплеск "инноваций" и рождение новых культур. Вполне возможно, что аналогичные процессы происходили и на более ранних и поздних этапах эволюции человечества, заключают исследователи. -0-