Растительные аэрозоли помогают смягчать изменение климата - ученые
29 Апреля 2013

При повышении среднегодовых температур растения начинают выделять большое количество аэрозолей, которые смягчают последствия изменения климата, поглощая часть тепловой энергии Солнца, пишет РИА Новости со ссылкой на статью климатологов, опубликованную в журнале Nature Geoscience.

Считается, что аэрозоли - микроскопические капли жидких веществ и твердые частицы - отражают часть солнечных лучей и способствуют конденсации влаги в облаках, что заметно "охлаждает" нашу планету. Большинство климатологов предполагает, что большая часть аэрозолей образуется благодаря действию паров аммиака и серной кислоты в нижних слоях атмосферы.

Паули Паасонен (Pauli Paasonen) из университета Хельсинки (Финляндия) и его коллеги выяснили, что растения играют заметную роль в круговороте аэрозолей в атмосфере Земли, наблюдая за атмосферой над 11 различными уголками планеты. Ученые заметили, что концентрация аэрозолей была относительно высокой в тех частях планеты, где присутствовали большие лесные массивы и где были заметны последствия изменения климата.

В список таких областей вошли относительно холодные и малозаселенные регионы - Якутск, а также финские национальные парки "Вяррие" и "Хютияля". Ученые заинтересовались этим фактом и проанализировали химический состав воздуха в этих участках и то, как он менялся с повышением температуры. Оказалось, что весомая часть аэрозолей в воздухе над наблюдательными станциями состояла из органических веществ, которые выделяли деревья и другие представители местной флоры.

По словам климатологов, чем выше было отклонение среднегодовых температур от нормы, тем больше растения вырабатывали аэрозолей. В целом, данный эффект довольно слабо сказывается на изменении климата - он поглощает всего лишь 1% "лишней" тепловой энергии, вызывающей глобальное потепление. Тем не менее, в отдельных регионах, таких как Якутия или Лапландия, сила этого смягчающего эффекта может достигать 30%, что значительно снижает темпы изменения климата, заключают исследователи. -0-