-6
Ученые смогли очистить капилляры от тромбов с помощью световых "щипцов"
23 Апреля 2013

ЕРЕВАН, 23 апр - Новости-Армения. Китайские ученые научились двигать "застрявшие" кровяные клетки внутри капилляров при помощи световых "щипцов", что позволит в будущем очищать забитые сосуды ног или рук от тромбов, не прибегая к операциям, пишет РИА Новости со сылкой на статью, опубликованную в журнале Nature Communications.

Световые щипцы, или оптические пинцеты, представляют собой особые инструменты, способные манипулировать микроскопическими кусочками материи, в том числе живыми клетками, при помощи фотонов-частиц света. Как правило, главную роль в таких приборах играют микролазерные излучатели, испускающие особые, "закрученные" импульсы света. Подобные пинцеты нашли широкое применение в некоторых областях физики, химии и микробиологии.

Группа медиков под руководством Вэя Сюньбиня (Wei Xun-Bin) из Научно-технического университета Китая в городе Хэфэй создала особую версию таких "щипцов", способных захватывать отдельные кровяные клетки и их скопления внутри кровеносных сосудов и двигать их в произвольном направлении. Основой такого устройства стал микролазер мощностью в несколько сотен милливатт, работающий в инфракрасном диапазоне.

Этот лазер подключен к модифицированному оптическому микроскопу, который используется для "наводки" щипцов на цель. Их работой управляет особый компьютерный алгоритм, позволяющий лазерному лучу проникать вглубь тканей тела и захватывать отдельные клетки внутри капилляров. Для демонстрации способностей своего детища ученые приобрели нескольких мышей и попытались "поймать" несколько эритроцитов - красных кровяных клеток - внутри сосудов в их ушах.

Эксперимент завершился удачно - Сюньбинь и его коллеги не только смогли создать искусственный "тромб" внутри капилляра, но и уничтожить его. По словам медиков, данный прибор уже сейчас можно использовать для изучения того, как нарушения кровотока влияют на работу сосудов. Тем не менее, такие "щипцы" пока не пригодны для лечения тромбозов из-за крайне невысокой проникающей способности лазерного луча. -0-