-7
"Ископаемая" ДНК помогла ученым восстановить историю миграций в Европе
23 Апреля 2013

ЕРЕВАН, 23 апр - Новости-Армения. Древние фрагменты ДНК, извлеченные из костей первых жителей Европы в одной из немецких пещер, помогли ученым восстановить историю миграций переселенцев в последние семь тысяч лет на этой территории, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature Communications.

"Это первые высококачественные "слепки" нескольких генетических линий, к которым принадлежат свыше 45% жителей Европы. Удивительно, что мы смогли в режиме реального времени проследить за тем, как человеческая ДНК эволюционировала за это время, и как менялось население Европы", - заявил Вольфганг Хаак из университета Аделаиды (Австралия).

Хаак и его коллеги восстановили генетическую историю миграций людей на территории Европы, восстановив геномы нескольких ее первых жителей, обитавших в одной из пещер на территории центральной Германии примерно 7,5-3 тысячи лет назад. Археологов интересовала так называемая митохондриальная ДНК - фрагмент генома, который передается практически без изменений от матери к детям.

Как отмечают ученые, мтДНК меняется достаточно медленно, что позволяет отследить родственные связи между народами по так называемым гаплогруппам - наборам мутаций в генах. Ученые извлекли эти участки генома из костей древних европейцев и сравнили их с уже известными гаплогруппами. Эти данные Хаак и его коллеги использовали для составления карты миграций жителей Европы за последние 7,5 тысяч лет.

Так, Европа пережила две ранее неизвестных волны миграций, первая из которых произошла примерно 10 тысяч лет назад, а вторая - 6 тысяч лет назад. Представители первой волны были потомками мигрирующих земледельцев с Ближнего Востока, двигавшихся через Турцию на запад и север Европы. Через несколько тысяч лет их место заняли люди из второй группы с более "современной" мтДНК. Это событие совпало с появлением новых культур и исчезновением старых обычаев изготовления орудий труда. Археологи планируют найти причину этого катаклизма в своих следующих исследованиях. -0-