-2
Шмели выбирают цветы по их популярности среди сородичей и пчел - ученые
04 Апреля 2013

ЕРЕВАН, 4 апр - Новости-Армения. Шмели используют простую тактику при выборе очередного цветка для сбора нектара - они наблюдают за своими сородичами, пчелами и другими опылителями и в первую очередь посещают те соцветия, которые пользуются наибольшей популярностью у других насекомых, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Current Biology.

"Мы полагаем, что шмели используют ту же логику, что и человек, который распознает наступающую болезнь по головной боли. Аналогичным образом мы связываем Пасху с шоколадными зайцами, а уколы - со страхом. Это позволяет говорить о том, что и другие животные могут использовать логику при приобретении новых знаний, полученных в ходе наблюдений за другими существами", - заявила Эрика Доусон (Erika Dawson) из университета Лондона (Великобритания).

Доусон и ее коллеги пришли к такому выводу, проследив за поведением двух сотен обычных шмелей (Bombus terrestris) на "арене", где было высажено несколько искусственных цветов разной окраски. В каждый такой цветок был встроен нектарник, заполненный сахарным сиропом. Сладость этого нектара была разной для каждого соцветия - сироп в некоторых "цветах" был практически безвкусным, а в других - приторно сладким.

Во время эксперимента ученые делили шмелей на две группы, одна из которых высаживалась на арену, а вторая наблюдала за ними в соседней клетке, огороженной от "арены" при помощи плотной сетки. Через некоторое время биологи меняли насекомых местами и следили, как будут себя вести шмели-"наблюдатели". Ученые заметили, что шмели из второй группы посещали цветы и пили нектар не случайным образом, а следуя некой стратегии.

Проанализировав данные, исследователи поняли, что насекомые из группы наблюдателей выбирали те соцветия, которые пользовались наибольшей популярностью у их сородичей из первой группы. Это позволяет говорить о том, что шмели пользуются ассоциативной логикой для эффективного поиска пищи, что раньше считалось характерной чертой высших приматов и других "умных" млекопитающих и птиц. -0-