8.5
Американские астрономы обнаружили 25 "мини-сверхновых"
27 Марта 2013

ЕРЕВАН, 27 мар - Новости-Армения. Астрономы из США обнаружили новый тип сверхновых звезд, вспышки которых настолько слабые, что их можно назвать "мини-сверхновыми", пишет РИА Новости со ссылкой на сообщение Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Ученые выделяют два основных типа сверхновых звезд. Сверхновые типа II вспыхивают при очень быстром сжатии ядра одиночной звезды массой от 10 до 100 масс Солнца. Сверхновые типа I возникают в двойных звездных системах, к этому классу относятся и так называемые "нобелевские" сверхновые типа Ia, "рождающиеся" из белых карликов - старых выгоревших звезд небольшой массы, лишенных собственных источников энергии. Изучение сверхновых типа Ia принесло астрономам Солу Перлмуттеру, Адаму Райссу и Брайану Шмидту Нобелевскую премию 2011 года по физике.

Группа Райана Фоли (Ryan Foley) в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики обнаружила новую, более "бледную" и слабую разновидность сверхновых типа Ia. Такие сверхновые типа, названного учеными Iax, также связаны с белыми карликами и пока обнаружены только в относительно молодых звездных системах. Статья ученых принята к публикации в журнале Astrophysical Journal.

"Мини-сверхновые", по всей видимости, возникают в двойных системах из белого карлика и звезды-компаньона, которая лишилась всего своего водорода во внешней оболочке. Пока не ясно, как именно запускается механизм взрыва сверхновой типа Iax, но, по мнению ученых, в отличие от типа Ia во многих случаях при такой вспышке белый карлик может "выжить".

Фоли и его коллеги пока обнаружили 25 "мини-сверхновых", хотя в целом, по их расчетам, одна такая сверхновая приходится на каждые три "нобелевские". Обнаружить их сложнее, потому что самые слабые из них в 100 раз тусклее типа Ia. Ученые считают, что проектируемый мегателескоп Large Synoptic Survey Telescope (LSST) в Чили за время работы сможет найти "тысячи" сверхновых типа Iax. -0-