-2
Американские биологи нашли вирус со встроенной иммунной системой
28 Февраля 2013

Некоторые вирусы-бактериофаги содержат в себе особые белки и связанные с ними гены, которые работают как своеобразная иммунная система, подавляющая встроенные защитные механизмы в клетках их жертв, передает РИА Новости со ссылкой на статью биологов, опубликованной в журнале Nature.

"Примерно половина из микробов обладает встроенной иммунной системой, предназначенной для защиты ее от фагов. В нашем случае вирус смог "украсть" эту систему, хотя происхождение ее остается загадкой, так как бактерии холеры, которые он заражает, давно потеряли эту часть генома", - заявила Кимберли Сид (Kimberley Seed) из университета Тафтса в Бостоне (США).

Сид и ее коллеги пришли к такому выводу, проанализировав геномы нескольких бактериофагов, извлеченных из экскрементов жителей Бангладеш, страдавших от холеры (Vibrio cholerae). Сравнивая ДНК вирусов, авторы статьи с удивлением обнаружили, что его геном содержит в себе участок CRISPR/Cas, ранее встречавшийся только внутри бактерий и архей.

Как объясняют биологи, данный участок является своеобразной иммунной системой бактерии, позволяющей ей защищаться от заражения фагами. CRISPR/Cas содержит в себе в себе "инструкции" по сборке небольших белковых молекул или фрагментов РНК, присоединяющихся к оболочкам вирусов или их РНК и сигнализирующих другим компонентам клетки о необходимости их уничтожить. Данный "суперген" появился в клетках бактерии благодаря ее способности ассимилировать и использовать фрагменты чужой ДНК для собственных нужд.

Авторы статьи обнаружили аналогичный блок внутри генома бактериофага, который использует его для совершенно противоположных целей - защиты от микробного CRISPR/Cas. В частности, несколько разновидностей фагов, найденных Сид и ее коллегами, умели производить особые фрагменты РНК, блокирующие работу бактериального "антивируса". Как считают исследователи, вирусы научились защищаться от врожденного иммунитета холерных вибрионов, "украв" данный сегмент ДНК у других в результате обмена генами с разными бациллами. -0-