8.5
Окись азота продлевает жизнь, выяснили биологи из России и США
14 Февраля 2013

ЕРЕВАН, 14 фев - Новости-Армения. Окись азота (NO) - маленькая молекула-"универсал", участвующая во многих процессах в живом организме, еще и "дирижирует" генами, связанными с защитой клеток от стресса и старением, выяснил коллектив биологов из России и США, результаты работы которого опубликованы в журнале Cell, передает РИА Новости.

Авторы открытия - группа ученых, в которую вошли сотрудники Медицинской школы Нью-Йоркского университета (США) и специалисты московского центра ГосНИИгенетика, работающие в рамках проекта по изучению старения "Геронлаб", поддержанного российским фондом "Династия".

Объектом внимания биологов стал маленький круглый червячок Caenorhabditis elegans - один из самых популярных организмов, используемых в работах по изучению старения. C. elegans, в отличие от многих других животных и человека, сам не "производит" NO, но при этом живет относительно нормально. Оказалось, что "поставщиком" окиси азота для него стали клетки сенной палочки Bacillus subtilis - бактерии, входящей в пищевой "рацион" червячка, и выделяющей наружу NO.

Исследователи накормили одну группу C. elegans этими нормальными бактериями, а другую группу - микробами, у которых был искусственно "выбит" ген, отвечающий за выработку окиси азота. В итоге червячки из первой группы доживали в среднем до двух недель - примерно на 15% дольше своих собратьев, питавшихся "дефектной" сенной палочкой.

Биологи обнаружили, что окись азота из клеток бактерий проникала в ткани кишечника C. elegans, где управляла работой 65 генов, некоторые из которых связаны со старением и реакцией клеток на стрессы. "Прямого доказательства роли NO в старении и устойчивости клеток к стрессу до сих пор не было", - сообщил РИА Новости руководитель работы, один из самых цитируемых в мире биологов из России профессор Евгений Нудлер (Evgeny Nudler). Теперь авторы работы намерены выяснить конкретный вклад регулируемых NO генов в старение и другие процессы в организме, добавил ученый. -0-