-7
Биологи нашли белок-стимулятор врожденного иммунитета к вирусам
31 Января 2013

ЕРЕВАН, 31 янв - Новости-Армения. Биологи обнаружили в человеческих клетках особый белок и использовали его для создания короткой цепочки аминокислот, "включающей" системы врожденной защиты от вирусов и других патогенов, что может помочь в борьбе с вирусами гриппа, гепатита и ВИЧ, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Nature.

Иммунная система всех позвоночных животных состоит из двух частей - приобретенного и врожденного иммунитета. За работу первой половины отвечают лейкоциты и другие клетки, запоминающие и распознающие патогены. Врожденный иммунитет обеспечивается набором из большого количества белков, способных нарушать работу самых общих биологических механизмов, которые используют вирусы и бактерии при заражении клетки.

Группа биологов под руководством Бет Лэвин (Beth Levine) из Юго-Западного университета Техаса в Далласе (США) обнаружила один из ключевых белков, управляющих защитной реакцией клетки на попадание в нее вируса, изучая процесс проникновения вируса иммунодефицита внутрь человеческих клеток.

Как объясняют ученые, многие ретровирусы, в том числе и ВИЧ, содержат в себе особые белки, которые блокируют работу внутренних "защитных систем" клетки. Это не позволяет ей изолировать вирусные частицы и уничтожить их внутри клеточных "мусоросжигателей"-лизосом. Лэвин и ее коллеги обнаружили, что вирус иммунодефицита блокировал работу белка беклина, который обволакивает частицы вирусов и бактерий и тем самым позволяет лизосоме захватить их.

Авторы статьи изучили соединение беклина и противодействующего ему вирусного белка Nef. Это позволило ученым выделить короткий фрагмент беклина из 18 аминокислот, к которому прикрепляется "троянский" белок. Биологи использовали этот участок беклина для синтеза особого препарата - Tat-беклина, который умеет стимулировать врожденные системы защиты клетки и при этом остается неуязвимым для молекул Nef.

По словам исследователей, добавление этого вещества в питательную среду с культурой клеток значительно повышало их устойчивость к заражению ВИЧ. Это выражалось в активном "переваривании" вирусных частиц в лизосомах и увеличении продолжительности жизни лейкоцитов. Пока непонятно, насколько безопасен этот препарат для здоровья человека. Ученые планируют найти ответ на этот вопрос в следующих исследованиях. -0-