-6
Пульсар в созвездии Льва оказался "невозможным" хамелеоном - астрономы
25 Января 2013

ЕРЕВАН, 25 янв - Новости-Армения. Хорошо известный ученым пульсар PSR B0943+10 в созвездии Льва оказался своеобразным космическим "хамелеоном", который попеременно становится видимым в радио или рентгеновском диапазонах, что ставит под сомнение современные представления об устройстве таких объектов, пишет РИА Новости со ссылкой на статью астрофизиков, опубликованную в журнале Science.

"Поведение этого пульсара просто пугает нас, так как нам кажется, что у него есть две независимых друг от друга "личности". Так как данный объект входит в небольшое число пульсаров, излучающих в рентгене, открытие механизма смены этих "личностей" поможет нам понять природу этого феномена", - заявил один из авторов открытия Бенджамин Стапперс (Benjamin Stappers) из Манчестерского университета (Великобритания).

Вим Хермсен (Wim Hermsen) из Института космических исследований в Утрехте (Голландия) и его коллеги изучали поведение радиопульсара PSR B0943+10 в созвездии Льва, открытый в Пущинской радиообсерватории в 1968 году, при помощи наземных радиотелескопов LOFAR и GMRT, а также космической рентгеновской обсерватории XMM-Newton.

Наблюдения показали, что яркость пульсара в рентгеновском диапазоне не была постоянно низкой, как считалось ранее, а периодически менялась. Сравнив результаты наблюдений, ученые поняли, что изменения в яркости рентгеновского излучения были связаны с флуктуациями в силе радиоволн, которые испускает PSR B0943+10.

Так, пик яркости в рентгеновском диапазоне совпадал с минимумом в радиоизлучении, и наоборот. Вместе с увеличением мощности рентгеновского излучения, менялся и его источник, которым предположительно выступало тепло, а на графике его яркости появлялись пульсации. Как отмечают авторы статьи, подобное поведение нельзя объяснить с помощью существующих астрофизических теорий.

"Кроме повышения в яркости рентгена, мы обнаружили, что эта часть спектра PSR B0943+10 пульсирует, чего мы никогда не видели во время фаз яркого радиоизлучения. Подобное поведение абсолютно противоположно тому, чего мы ожидали. По моему мнению, это позволяет сравнивать пульсар с хамелеоном - он, как и это животное, меняет свою "окраску" в зависимости от условий окружающей среды", - заключает Стапперс. -0-