-2
Моргание помогает мозгу человека "перезагружать" центр внимания - ученые
25 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 25 дек - Новости-Армения. Человек моргает чаще, чем требуется для смачивания глаз, из-за того, что это действие помогает мозгу "сбрасывать" свое текущее состояние и переключать внимание с одного предмета на другой, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, передает РИА Новости.

В среднем, человек совершает около 15-20 морганий в секунду, что является совершенно избыточным с точки зрения смачивания роговой оболочки глаз. По расчетам биологов, люди тратят на моргание до 10% от общего времени бодрствования. Чрезмерная забота организма о состоянии глаз долгое время оставалась загадкой для ученых.

Группа нейрофизиологов под руководством Тамами Накано (Tamami Nakano) из университета Осаки (Япония) заметила, что люди моргают в промежутках между значимыми для них событиями - во время пауз в речи оратора, при завершении предложения во время чтения или при смене сцены в фильме.

Накано и ее коллеги предположили, что моргание является одним из инструментов, которые помогают организму "сбрасывать" текущее состояние нейронов в так называемой нейросети внимания (англ. dorsal attention network, DAN), расположенной в теменной доле мозга. Эта часть мозга помогает нам распознавать интересующий объект и переключать внимание на него с других, менее важных, предметов.

Авторы статьи проверили эту гипотезу, набрав группу из нескольких добровольцев, которым они предложили просмотреть несколько коротких видеороликов из комедийного шоу "Мистер Бин". Во время просмотра исследователи следили за активностью их нейросети внимания и ее антипода, так называемой "сети пассивного режима работы мозга" (англ. default mode network, DMN), при помощи компьютерного томографа.

Эксперимент показал, что мозг добровольцев переходил в "пассивный режим" в те моменты, когда они закрывали глаза во время смены сцен в "Мистере Бине" или во время микропауз между роликами. В это же время активность в нейросети внимания резко снижалась, что отражалось в уменьшении притока крови в теменные части мозга.

По словам биологов, подобные изменения в активности мозга не наблюдались во время морганий, которые добровольцы совершали во время просмотра фильма. Это означает, что часть морганий была действительно связана с процессом "перезагрузки" нервных клеток в нейросети внимания.

Таким образом, Накано и ее коллегам удалось выяснить, почему человек моргает гораздо чаще, чем того требуется для увлажнения глаз. Как отмечают исследователи, причины развития столь "затратного" с точки зрения времени, механизма сброса внимания остаются неясными. Авторы статьи планируют найти ответ на этот вопрос в своих следующих работах. -0-