-7
Открытие бозона Хиггса названо научным прорывом года по версии журнала Science
21 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 21 дек - Новости-Армения. Открытие бозона Хиггса, точное прочтение генома денисовцев, получение новых данных о свойствах нейтрино, посадка Curiosity на Марс и прогресс в создании управляемых сигналами мозга протезов - таков список главных научных прорывов года по версии журнала Science, пишет РИА Новости.

Редакция самого престижного научного журнала в мире каждый год выбирает десять самых значимых научных достижений, а также пытается предсказать научные прорывы следующего года.

"Ни один научный успех в последние годы не вызывал такого ажиотажа, как этот... Да, несмотря на всю рекламу, открытие бозона Хиггса легко получает признание как главный прорыв года", - указывает издание.

Открытие частицы, существование которой было теоретически предсказано более 40 лет назад, является ключом к пониманию, откуда взялась масса всех других элементарных частиц, последним кирпичом в здании Стандартной модели.

Однако для того, чтобы ее обнаружить, понадобились десятки лет на проектирование и постройку самого большого в мире ускорителя - 27-километрового Большого адронного коллайдера, стоимость которого превысила 5 миллиардов долларов. В строительстве и в экспериментах на нем участвовали ученые и специалисты более чем из 100 стран.

Вторым по значимости научным открытием 2012 года журнал называет расшифровку генома денисовцев - неизвестного ранее вида людей, которые населяли Южную Сибирь и Среднюю Азию около 50 тысяч лет назад. Этот вид сосуществовал с неандертальцами и предтечами современных людей.

В 2010 году германские палеогенетики получили первые данные о геноме денисовцев, но только в 2012 году им удалось прочитать их ДНК с таким же уровнем точности, с каким расшифровывают геном живущих людей. Результаты показали, что из современных людей только у жителей ряда островов Юго-Восточной Азии в геноме остались следы денисовцев. В следующем году ученые планируют сопоставить геном неандертальцев и геном денисовцев.

Журнал в списке прорывов также упоминает создание новых средства "редактирования" генома. Одно из них - TALEN (transcription activator-like effector nucleases) - представляет собой белок, который может разрезать молекулу ДНК в определенных местах, а затем "сшивать", модифицируя ее. Это открывает новые возможности по созданию генетически модифицированных организмов, например скота. Важными научными результатами года также названо завершение проекта ENCODE ("Энциклопедии элементов ДНК"), получение первого рентгеноструктурного снимка молекулы белка с помощью рентгеновского лазера, а такде получение яйцеклеток из эмбриональных стволовых клеток.

В числе прорывов года также важный результат, полученный в эксперименте с нейтринными детекторами Дайя-бэй (Daya Bay Reactor Neutrino Experiment). Его участники - ученые из Китая, США, Чехии и России - исследовали превращения электронных нейтрино в тау- и мюонные нейтрино и измерили ключевой параметр этих превращений, что позволит понять, почему во Вселенной доминирует материя и почти нет антиматерии.

Нанотехнологи в этом году смогли получить новую частицу. Правда, речь идет о квазичастицах - "сообществах" электронов, которые ведут себя так, как вели бы себя так называемые майорановские частицы. Эти частицы, предсказанные в 1937 году физиком Этторе Майорана (Ettore Majorana), способны быть одновременно частицами и античастицами. Ученые рассчитывают, что майорановские квазичастицы могут пригодится при создании квантовых компьютеров.

Отдельной строки в рейтинге научных достижений стоит посадка на Марс марсохода Curiosity - специалисты НАСА разработали для нее совершенно новую технологию "небесного крана" и смогли посадить ровер всего в 2,4 километра от назначенной точки.

Еще одним инженерным достижением в рейтинге стала разработка исследователей из Пенсильвании, которые создали управляемую сигналами из мозга механическую руку. Хирурги имплантировали электроды в мозг 53-летней женщины, страдающей нейродегенеративным заболеванием. Подключенный к электродам протез руки, подчиняясь командам мозга, хватал предметы, выполнял сложные движения и даже смог накормить хозяйку. -0-