-7
Раковые клетки используют сигналы паники для обмана иммунной системы - ученые
19 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 19 дек - Новости-Армения. Раковые клетки заставляют иммунные клетки игнорировать их и создавать им комфортные условия для жизни при помощи химических сигналов паники, оповещающих организм о наличии неполадок внутри них, что частично объясняет "невидимость" раковых опухолей для иммунной системы, пишет РИА Новости со ссылкой на статью ученых в журнале PLoS One.

"Выводы нашей работы указывают на то, что этот сигнал должен стать одной из "мишеней" противораковых терапий, не только из-за того, что он позволяет раковым клеткам выживать и адаптироваться, но и потому, что он помогает опухоли "обманывать" иммунную систему. Наша текущая задача - понять, как распространяется этот сигнал, и как он бьет по уязвимым точкам в иммунных клетках", - заявил руководитель группы биологов Маурицио Дзанетти (Maurizio Zanetti) из университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Дзанетти и его коллеги пришли к такому выводу, наблюдая за развитием раковой опухоли на ранних стадиях ее существования внутри культуры здоровой ткани.

Характерным свойством раковых клеток является их "ненасытность" - они практически постоянно поглощают питательные вещества и используют их для подготовки и совершения деления. Повышенная активность клеток приводит к быстрому снижению концентрации кислорода в окружающих их тканях, в результате чего опухоль начинает испытывать кислородное "голодание".

Авторы статьи обнаружили, что раковые клетки начинают в этот момент выделять особое вещество UPR, сигнализирующее о неполадках в работе так называемой эндоплазматической сети (ЭПС), "белковой фабрики" клетки. Как правило, в здоровых клетках появление этого сигнала приводит к двум событиям - резкому замедлению обмена веществ или апоптозу - включению программы биологического "самоуничтожения".

Биологи проверили, что происходит с раковыми клетками и их основными противниками из иммунной системы - дендритными клетками и подчиненными им Т-клетками. Как объясняют Дзанетти и его коллеги, в нормальных условиях дендритные клетки отлавливают антигены, считывают их и передают информацию о них Т-клеткам, которые используют эти данные для "охоты" на бактерий или другие патогены.

Эксперимент авторов статьи показал, что в случае с раковой опухолью события развиваются совсем по-другому. Дендритные клетки, расположенные недалеко от опухоли, приближаются к ней и начинают считывать молекулы, выделяемые ее клетками. Вместе с антигенами в дендритные клетки попадали молекулы UPR, вызывавшие в них необычную реакцию.

По словам биологов, сигнал клеточной паники "перепрограммировал" дендритные клетки. Управляющие иммунные клетки прекращали сбор антигенов и переставали связываться с Т-клетками, в результате чего те начинали бездействовать. Подобный трюк избавлял раковую опухоль от внимания иммунной системы и позволял ей поддерживать комфортные условия среды.

Дзанетти и его коллеги полагают, что их открытие поможет медикам и биологам разработать новые методы борьбы с раком. По их словам, нейтрализация сигнального вещества или блокировка систем, считывающих его молекулы, позволит улучшить эффективность существующих противораковых препаратов и терапий. -0-