8.4
-9
Физики разработали метод оценки вреда от мобильника для мозга человека
18 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 18 дек - Новости-Армения. Американские физики разработали методику замера уровня микроволнового излучения в клетках мозга без вмешательства во внутренние ткани организма, что поможет медикам выяснить, как мобильный телефон влияет на здоровье нервной системы человека, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Мобильные телефоны являются источником относительно слабого микроволнового излучения. Многие люди обеспокоены тем, что постоянное использование мобильника может негативно повлиять на их здоровье. В 2011 году ВОЗ опубликовала исследование, в котором заявлялось, что 30 минут разговора по телефону в день повышают шанс появления опухоли в мозге на 40%. Выводы организации не были приняты производителями телефонных трубок, которые посчитали их основу - статистические данные - недостаточно полной.

Дэвид Гультекин (David Gultekin) из Мемориального онкологического центра имени Слоана-Кеттеринга в Нью-Йорке (США) и его коллега Лотар Меллер (Lothar Moeller) из Лаборатории Белла при корпорации Alcatel-Lucent в Холмделе (США) разработали методику, которая позволяет напрямую оценить вред для здоровья человека от сотового телефона при помощи магнитно-резонансного томографа.

Как объясняют ученые, магнитно-резонансный томограф основан на эффекте так называемого ядерно-магнитного резонанса. Во время сеанса томографии мозг или другие органы человека облучаются радиоволнами в присутствии мощного постоянного магнита, в результате чего ядра водорода и других атомов в тканях тела начинают "вибрировать", излучая или поглощая радиоволны определенной частоты.

Наблюдая за этими волнами, ученые могут вычислить положение таких атомов, температуру тканей и другие свойства исследуемого органа, в том числе и то, как микроволновое излучение влияет на работу клеток. Несмотря на все свои преимущества, данную методику невозможно использовать для наблюдения за "работой" сотового телефона, так как он не сможет функционировать внутри поля мощного магнита.

Гультекин и Меллер решили эту проблему, разработав специальную выносную антенну для мобильника, способную функционировать внутри томографа. Этот прибор состоит из экранированного кабеля, тонкой антенны из двух усиков и специального трансформатора, преобразующего один тип радиосигнала в другой.

Ученые подключили эту антенну к компьютеру, имитировавшему работу сотового телефона в сети GSM, 3G и других существующих типах сотовой связи, и прикрепили ее к банке, внутри которой содержался срез мозга коровы. Во время эксперимента физики замеряли, как менялась температура мозга во время работы мобильника, а также отмечали другие последствия от облучения для нервных клеток.

Оказалось, что разница в температуре облучаемых участков мозга и остальных его частей могла достигать 4-5 градусов Цельсия при высокой мощности излучения и непрерывной работе "мобильника" в течение 10 и более минут. По словам физиков, их методика обладает достаточной чувствительностью для наблюдения за работой телефонов со сравнительно низкой мощностью передатчика.

В своих следующих работах исследователи планируют проверить то, как влияет микроволновое излучение мобильников на мозг человека. Этот опыт поможет понять, действительно ли мобильные телефоны негативно влияют на здоровье человека, или же их опасность была искусственно преувеличена. -0-