8.3
Фараон Рамзес III погиб от кинжала жены и сына, выяснили ученые
18 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 18 дек - Новости-Армения. Европейские археологи проанализировали характер повреждений на мумии египетского фараона Рамзеса III и выяснили, что "избранник Ра" погиб после того, как ему перерезали глотку заговорщики во главе с его женой Тейе и сыном Пентавером, пишет РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале BMJ.

Фараон Рамзес III относится к числу египетских монархов из 20 династии, правившей королевством на излете Нового Царства, в 12-11 столетии до нашей эры. С его именем ассоциируются последние годы могущества Египта, чьи владения простирались от нижних порогов Нила на юге до пределов Евфрата на востоке. Считается, что Рамзес III пал жертвой дворцового переворота, организованного его женой Тейе и ее сыном Пентавером. Заговор закончился успешно, однако оставалось неизвестным, пережил ли его фараон или нет.

Группа археологов под руководством Альберта Цинка (Albert Zink) из Института мумий и ледяного человека в городе Больцано (Италия) выяснила, что фараон погиб в результате заговора.

Во время изучения мумий Рамзеса III и предполагаемого сына-заговорщика ученые "просветили" их внутренности при помощи компьютерного томографа, после чего подробно изучили поверхность ран и других повреждений на их коже, а также взяли образцы костной ткани для установления родства.

Оказалось, что на шее Рамзеса III присутствует большая резаная рана длиной в 7 сантиметров, чьи границы доходили до позвонков. Трахея фараона была перерезана, как и все крупные кровеносные сосуды, проходящие через эту часть шеи. По словам археологов, подобное ранение не было совместимо с жизнью, и монарх должен был скончаться через несколько минут после нападения.

Кроме того, внутри раны ученые обнаружили амулет - глаз Гора, символ царской власти и знак здоровья по египетским поверьям. Появление такого амулета внутри раны означает, что она не успела зажить до начала процесса мумификации.

Выяснив обстоятельства гибели Рамзеса III, ученые перешли к анализу мумии его предполагаемого убийцы. Археологи извлекли генетический материал из костей мумий и сравнили их между собой. Анализ подтвердил, что фараон и мужчина 18-20 лет, скорее всего, были отцом и сыном.

Затем ученые попытались раскрыть тайну смерти его сына, проанализировав снимки томографа. Это позволило им выяснить несколько необычных обстоятельств его погребения.

Во-первых, его внутренние органы и мозг не вынимались во время процесса мумификации, что противоречило всем представлениям о погребальных обрядах Нового Царства. Кроме того, тело молодого человека было завернуто в шкуру козы, которая считалась "нечистой" с точки зрения погребальных обрядов для членов семьи монарха.

Во-вторых, на его шее ученые нашли множество складок и вмятин, а его грудная клетка была необычно расширена. Вкупе с необычным погребением, этот факт позволил Цинку и его коллегам предположить, что молодой человек был погребен живьем или был удушен незадолго до захоронения.

Таким образом, Цинк и его коллеги выяснили, что Рамзес III действительно погиб в результате действия заговорщиков, возглавляемых его женой Тейе и ее сыном. Эти данные, как полагают исследователи, помогут египтологам расшифровать некоторые непонятные или двусмысленные фразы в так называемом Туринском папирусе, повествующем о перевороте и суде над Тейе и ее сообщниками. -0-