-6
Эффективность "плевка" черной дыры не зависит от ее массы - ученые
14 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 14 дек - Новости-Армения. Потоки разогретой материи, "выплевываемые" черной дырой, с одинаковой эффективностью рассеивают энергию как в случае с обычными, так и сверхмассивными черными дырами, что говорит об общем для всех черных дыр механизме формирования таких "плевков", передает РИА Новости со ссылкой на статью астрономов, опубликованную в журнале Science.

На сегодняшний день известны два основных типа черных дыр - обычные черные дыры, возникшие в результате коллапса звезды, и их сверхмассивные "сестры", существующие в центре галактик. Оба типа черных дыр способны поглощать материю и выбрасывать ее в виде джетов - пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью. Некоторые астрономы считают, что джеты обычных и сверхмассивных черных дыр формируются при помощи разных механизмов, в связи с чем их свойства должны отличаться.

Группа астрофизиков под руководством Родриго Неммена (Rodrigo Nemmen) из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда (США) продемонстрировала убедительные доводы в пользу того, что это далеко не так, изучив данные об излучении джетов черных дыр, собранные другими исследователями.

В общей сложности Неммен и его коллеги изучили 234 блазара - сверхмассивных черных дыр, чей джет направлен к Земле, и 54 гамма-вспышки, возникших при поглощении материи "обычными" черными дырами.

В каждом случае ученые вычисляли яркость излучения в гамма-диапазоне и примерное количество энергии, которая затрачивалась на разогрев и испускание материи в виде джета. Получив наборы значений для каждой черной дыры, ученые сравнили их между собой, пытаясь найти какие-либо изменения в "КПД" джетов при увеличении или уменьшении массы объекта.

Оказалось, что эффективность джета никак не зависела от массы черной дыры. И достаточно небольшие обычные черные дыры, и особо крупные блазары тратили примерно одинаковое количество энергии на излучение одного гамма-фотона. По словам астрофизиков, данная пропорция сохранялась даже в тех случаях, когда масса или яркость объектов различалась в 10 миллиардов раз.

Как считают Неммен и его коллеги, этот феномен позволяет говорить о том, что механизм, управляющий формированием джетов и разогревом в них материи, является универсальным для всех черных дыр. Более того, исследователи предполагают, что схожим образом формируются узкие пучки гамма-излучения, исходящие от сверхновых в первые мгновения после их взрыва. -0-