Пересадка бурого жира помогла мышам сбросить лишний вес - ученые
10 Декабря 2012

ЕРЕВАН, 10 дек - Новости-Армения. Имплантация бурого жира внутрь брюшной полости мышей, страдавших от ожирения, избавила их от лишнего веса и нормализовала обмен веществ, что позволяет говорить о перспективе использования этой ткани для лечения ожирения, заявляют биологи в статье, опубликованной в Journal of Clinical Investigation, передает РИА Новости.

В организме человека и всех млекопитающих встречаются два вида жировой ткани - бурый и белый жир. Бурый жир встречается в основном в тканях младенцев и детенышей и используется для быстрого сжигания калорий и обогрева тела. По мере роста бурый жир исчезает и в организме взрослых особей преобладает белый жир, играющий роль "склада" питательных веществ.

Группа биологов под руководством Лори Гудьир (Laurie Goodyear) из Гарвардского университета (США) выяснила, что бурый жир можно использовать для избавления от лишнего веса, проследив за здоровьем мышей с имплантатами из жировой ткани.

Гудьир и ее коллеги приобрели нескольких мышей и позволили им питаться жирной и высококалорийной пищей. Когда их подопечные набрали лишний вес, они пересадили внутрь их брюшной полости небольшие полоски из бурого жира. Две другие группы грызунов получили имплантаты из стеклянных шариков или белого жира.

Во время эксперимента биологи следили за уровнем глюкозы и инсулина в крови, а также массой тела своих подопечных. По словам ученых, концентрация глюкозы и инсулина, как и масса тела, практически не различались для грызунов из трех групп в первые недели эксперимента.

Через 2,5 месяца после операции ученые стали замечать существенные различия в состоянии здоровья животных. Так, грызуны с имплантированными шариками и белым жиром выработали устойчивость к инсулину и приобрели диабет второго типа.

С другой стороны, мыши с имплантатами из бурого жира чувствовали себя хорошо. Их организм стал лучше перерабатывать глюкозу, а ее уровень и концентрация инсулина в крови значительно снизились. При этом аппетит мышей не изменился и они не стали есть меньше пищи. Тем не менее, масса тела таких грызунов была на 4-5 граммов ниже, чем у их сородичей с имплантированными шариками и белым жиром.

Убедившись в благотворном влиянии бурого жира, ученые попытались усилить этот эффект, имплантировав в четыре раза больше ткани в брюшную полость мыши. По словам биологов, увеличение объема жира привело к более раннему появлению положительных эффектов, а также дальнейшему уменьшению концентрации глюкозы и инсулина по сравнению с первым экспериментом.

Как отмечают ученые, положительный эффект от трансплантации бурого жира возникал только в тех случаях, когда ткань пересаживали внутрь брюшной полости, а не под кожу грызунов. По всей видимости, именно эта особенность была причиной провала предыдущих попыток использовать бурый жир для "сжигания" лишнего веса.

Биологи подчеркивают, что пока рано говорить о перспективе использования подобных имплантатов для лечения ожирения среди людей. Тем не менее, положительный результат этого эксперимента позволяет надеяться на разработку методик, позволяющих безопасно избавиться от лишних килограммов при помощи бурого жира.-0-