8.4
-9
Колибри готовы тратить больше сил для получения самого сладкого нектара, выяснили ученые
22 Ноября 2012

ЕРЕВАН, 22 ноя - Новости-Армения. Колибри предпочитают затратить на 10% больше энергии на выполнение сложных "пируэтов" в воздухе для того, чтобы получить самый сладкий нектар, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Functional Ecologу.

Сотрудники университета Беркли (США) провели серию экспериментов, чтобы выяснить, почему колибри почти всегда предпочитают опылять цветы, висящие вертикально вниз.

Изначально исследователи предположили, что опылять такие цветы должно быть легче всего - ученые выдвинули эту гипотезу исходя из того, что в процессе эволюции виды обычно вырабатываются самые рациональные варианты взаимодействия.

Однако серия экспериментов показала, что для опыления цветков, висящих вертикально вниз, птицам приходится исполнять сложные "фигуры высшего пилотажа", на которые они затрачивают на 10% больше энергии.

Ученые изготовили кормушки, имитирующие цветы, которые колибри предпочитают в природе: красного цвета, удлиненной формы и без запаха. В каждую из кормушек подавался нектар, не отличимый для птиц от настоящего, однако цветы-кормушки были расположены по-разному: горизонтально, под углом 45 градусов и вертикально, при этом венчик цветка "смотрел" либо вбок, либо вниз.

В ходе эксперимент ученые с помощью видеокамер фиксировали, к каким цветам подлетали колибри и сколько времени затрачивали на взятие нектара; специальные датчики внутри цветков фиксировали, сколько кислорода птице за это время потребовалось для дыхания.

Выяснилось, что большинство колибри предпочли цветы, висящие вертикально вниз, несмотря на то, что, согласно расчетам ученых, на зависание в перевернутом состоянии птицы тратили в среднем на 10% больше энергии.

"По-видимому, птицы предпочитают такие цветы в природе, потому что нектар в них наиболее сладкий - в венчики ни при каких обстоятельствах не попадает дождь. Колибри способны определять содержание сахаров в нектаре и выбирают наиболее энергетически ценную пищу несмотря на то, что на добывание ее нужно потратить больше сил", - считает один из авторов исследования, сотрудник университета Беркли Нир Сапир (Nir Sapir). -0-