-3
Новый вид стволовых клеток поможет восстанавливать конечности - ученые
20 Ноября 2012

ЕРЕВАН, 20 ноя - Новости-Армения. Американские биологи открыли новый тип стволовых клеток, не похожий по своим свойствам и методу получения на эмбриональные и "перепрограммированные" клетки, которые можно будет использовать для восстановления конечностей и органов без опасности получить раковую опухоль, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Возможно, что мы сможем использовать их для выращивания тканей для поврежденных органов или лечения диабета. В частности, мы можем извлечь остатки инсулиновых "островков" из поджелудочной железы, увеличить их и пересадить обратно в тело человека. Аналогичная методика может применяться для лечения врожденных болезней печени. В таких случаях мы можем извлечь клетки печени, вставить в них нормальные гены, размножить и вернуть их законному владельцу", - заявил руководитель группы Ричард Шлегель (Richard Schlegel) из Медицинского центра при университете Джорджтауна (США).

Шлегель и его коллеги проводили эксперименты с различными линиями здоровых и раковых клеток, изучая их реакцию на появление различных гормонов и белков в питательной среде. В декабре 2011 года авторы статьи разработали методику, которая отключает механизмы защиты в здоровых клетках и позволяет им неограниченно делиться, что очень похоже на поведение культур стволовых клеток.

В новой работе группа под руководством Шлегеля изучила свойства клеток в таких культурах и сравнила их с эмбриональными и "перепрограммированными" стволовыми клетками.

Для этого ученые собрали образцы "взрослых" клеток со стенок шейки матки и поместили их в питательную среду. Затем они добавили в нее два ключевых компонента - клетки-"няньки" из соединительной ткани человека, а также специальный фермент, препятствующий работе механизма клеточного самоуничтожения.

Биологи позволили клеткам делиться в течение нескольких поколений, после чего сравнили содержимое их цитоплазмы с набором из белков, РНК и других органических молекул в стволовых клетках.

Оказалось, что клетки из культур были очень похожи не на базовые стволовые клетки, способные превратиться в любой вид тканей тела, а на их потомков - клетки-"заготовки", которые составляют основу будущей шейки матки в человеческом зародыше. По словам ученых, такие клетки безопасны с точки зрения развития рака - в них отключены гены роста и развития, считающиеся основной причиной развития опухолей.

Клетки Шлегеля и его коллег обладают и другим интересным свойством - они "вспоминали" свою предыдущую роль через три дня после того, как ученые переставали добавлять в питательную среду смесь из клеток-"нянек" и фермента. В результате этого процесса на стенках чашки Петри вырастала ткань из нескольких слоев клеток, аналогичных тем, которые встречаются в шейке матки.

Ученые повторили свои опыты на клетках, извлеченных из кожи рук и тканей легких, и получили аналогичные результаты. По их словам, подобная универсальность методики позволяет надеяться на то, что данный тип клеток, которым ученые дали имя "условно-перепрограммированные клетки" (CRC), найдет широкое применение в регенеративной медицине.

"Похоже, что это тот самый вид клеток, который нужен для того, чтобы превратить регенеративную медицину из мечты в реальность", - заключает Шлегель. -0-