8.4
-4
Сбой цикла дня и ночи вызывает депрессию и снижает обучаемость - ученые
15 Ноября 2012

ЕРЕВАН, 15 ноя - Новости-Армения. Резкие изменения цикла освещенности - смены дня и ночи - могут напрямую провоцировать депрессию и снижение мыслительных способностей, даже если это никак не влияет на биологические ритмы и цикл сна и бодрствования, передает РИА Новости со ссылкой на статью группы американских ученых, опубликованную в журнале Nature.

Резкие изменения биологических ритмов, связанные, в частности, с дальними перелетами или посменной работой могут влиять на настроение и работоспособность человека. Биологические ритмы, в свою очередь, в значительной степени зависят от колебаний освещенности.

Тара Легейтс (Tara LeGates) из университета Джонса Хопкинса и ее коллеги решили проверить, могут ли изменения цикла освещенности непосредственно влиять на настроение и способности к обучению, при условии, что ритм сна-бодрствования будет оставаться нормальным.

Ученые провели эксперимент с мышами, которых сначала приучили к 24-часовому циклу смены освещенности - 12 часов "дня" и 12 часов "ночи". Затем одну группу животных перевели на семичасовой цикл, когда свет сменялся тьмой каждые 3,5 часа. У второй группы - контрольной - цикл остался прежним.

Переход на семичасовой цикл не изменил общее время сна у мышей, он также не привел к сбоям циркадного (суточного) ритма организма.

"Несмотря на нормальный циркадный ритм и структуру сна, в поведении этих животных чаще наблюдались признаки депрессии... а также была снижена способность к обучению", - говорится в статье.

Ученые отмечают, что лекарства-антидепрессанты (флуоксетин или дезипрамин) восстанавливали обучаемость у мышей. Это, пишут они, указывает, что первичным является именно депрессивное состояние.

Прежние исследования указывали, что сбои ритма освещения нарушали циркадный ритм, что в свою очередь вело к сбою ритма сна, недосыпанию, а затем к нарушению работоспособности. Группа Тары Легейтс впервые показала, что сбой ритма освещенности может сам по себе воздействовать на работоспособность, без помощи "посредника" - нарушений сна. -0-