-1
Ученые нашли "родителей" планетарной туманности в созвездии Центавра
09 Ноября 2012

ЕРЕВАН, 9 ноя - Новости-Армения. Астрономы изучили похожую на "кокон" шелкопряда планетарную туманность в созвездии Центавра при помощи телескопа VLT в Чили и выяснили, что такие объекты могут возникать в результате взаимодействия двух белых карликов, вращающихся друг вокруг друга по очень тесной орбите, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Science.

"Природа таких красивых и сложных объектов, как туманность Fleming 1, оставалась предметом дискуссий на протяжении многих десятилетий. Астрономы предполагали, что их источником могут быть двойные звезды, однако всегда считалось, что светила в такой системе будут крайне удалены друг от друга, с периодом обращения в 10 лет или более. Наши наблюдения за туманностью показали, что такие звезды расположены в тысячи раз ближе друг к другу, чем считалось ранее", - заявил руководитель группы астрономов Анри Боффин (Henri Boffin) из Европейской южной обсерватории в Сантъяго (Чили).

Боффин и его коллеги изучали так называемые планетарные туманности - светящиеся облака из горячего газа, предположительно существующие в двойных звездных системах из белого карлика и красного гиганта. На определенном этапе жизни внешние газовые оболочки гиганта раздуваются и закрывают собой белого карлика.

Небольшое светило взаимодействует с раскаленным газом, закручивая его в своеобразный "кокон" с характерной шарообразной или эллиптической формой. Природа этих объектов довольно долгое время вызывала споры среди астрономов, так как ученым не удавалось найти звезды, породившие эти туманности, и объяснить их сложную внутреннюю структуру.

Группа астрономов под руководством Боффина нашла один из возможных ключей к разрешению загадки планетарных туманностей, изучив один из ближайших к Земле объектов такого рода - туманность Fleming-1 в созвездии Центавра при помощи спектрографа FORS, подключенного к телескопу VLT в чилийской обсерватории Параналь.

Как отмечают астрономы, эта туманность была открыта шотландским астрономом Вильяминой Флеминг (Williamina Fleming) в 1910 году. Необычная форма и загадочное происхождение туманности привлекала внимание астрономов из разных стран на протяжении века, в том числе и авторов статьи.

Боффин и его коллеги изучили спектр туманности и попытались найти светила, закрутившие раскаленные облака газа в ее составе. Для этого ученые вычислили скорость движения газа и попытались найти те точки, через которые движутся светила в невидимой для нас двойной системе. Параметры орбиты и спектр излучения туманности помогли астрономам вычислить массу и некоторые другие свойства светил.

К удивлению исследователей, данные FORS показали, что система состоит не из красного гиганта и белого карлика, а из двух белых карликов. По расчетам Боффина и его коллег, один из них примерно в два раза легче Солнца, а второй - примерно равен ему по своей массе. Эти звезды обращаются вокруг друг друга по достаточно тесной орбите - светила совершают один виток всего за два неполных дня.

Как отмечают ученые, подобные планетарные туманности и породившие их карлики крайне редки. Боффин и его коллеги полагают, что один из белых карликов "воровал" материю у своего спутника, частично выбрасывая ее в окружающее пространство в виде тонкого диска из горячего газа. Гравитационное взаимодействие карликов привело к тому, что раскаленный газ был закручен в сферическую структуру, которую сегодня можно увидеть на ночном небе Южного полушария через оптический телескоп.

"Результаты нашей работы еще больше подтверждают то, что взаимодействие между звездами в двойных системах играет ключевую роль в определении будущей формы планетарных туманностей, а может быть, и являются причиной их существования", - заключает Боффин. -0-